Неоваххабизм — религия или идеология экстремистов?

Исследуя такое явление, как ваххабизм, с точки зрения религиоведения, следует отметить, что подавляющее большинство сочинений ваххабитских авторов построено по следующему принципу. Сначала идет некое положение, затем приводится цитата из Корана или Сунны, призванная это положение подтвердить. (Если такой цитаты не обнаруживается, авторы ваххабитских трактатов оставляют провозглашаемое положение без цитирования Корана и Сунны). Этот прием при том, что он создает впечатление соответствия провозглашаемых положений Корану и Сунне, реально имеет обратную направленность по сравнению с традиционным для ислама отношением к Корану и Сунне как зафиксированному божественному откровению.В исламе задача улемов-ученых состоит в том, чтобы понять, что Бог счел нужным довести до людей в Коране и в Сунне божьего посланника, а не в том, чтобы использовать цитаты из Корана и Сунны для подкрепления собственных идей. Более того, даже в случае такого цитирования нередко устанавливается частичное или полное несовпадение смысла провозглашаемого ваххабитского положения и цитаты из Корана и Сунны. При этом в ваххабитских сочинениях игнорируются не совпадающие с ваххабитскими постулатами положения Корана и Сунны, как если бы их не существовало вообще.

Так, в ваххабитском учении важное место занимает концепция «неверия». К «неверным» ваххабиты относят иудеев и христиан (об этом — ниже). Но ни в одном участке ваххабитских текстов на русском языке, где обосновывается «неверие» иудеев и христиан, не приводится коранический аят: «Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Бога и в Последний день и творили благое, — им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (Коран, 2:62).

Или еще один пример.

В ваххабитском учении много места также отводится джихаду. Но не принимаются во внимание слова Пророка о Великом и Малом джихадах. По возвращении с битвы при Бадре (624 г.), в которой мусульмане победили многобожников, Мухаммад сказал: «Мы вернулись с Малого джихада — к Великому джихаду». В исламе же традиционно эти слова толкуются как то, что вооруженная борьба — это Малый джихад, а мирный, созидательный труд — главный, Великий джихад. Поскольку ваххабизм является результатом селекции исламских положений, при его анализе и оценке необходимо, с одной стороны, не рассматривать в качестве ваххабитских те исламские положения, которые не содержатся в ваххабитских произведениях, а с другой — не расценивать как общеисламские те положения, которые в этих сочинениях обнаруживаются.

Неприятие ваххабизма основной массой суннитских богословов объясняется не только догматическими противоречиями, но и тем, что дух этого учения был чужд традиционному пониманию ислама. Идеологию, которую проповедовал Мухаммад ибн Абд-уль-Ваххаб, можно, не вдаваясь во все тонкости и подробности, свести к следующим пунктам:

1. Аллах — материальное, физическое тело. Он имеет руки, лицо и другие части тела.

2. Коран и высказывания Пророка можно трактовать, руководствуясь своим собственным пониманием.

3. Непризнание огромного количества высказываний сподвижников Пророка и исламских богословов.

4. Отрицание мазхабов (религиозно-правовых школ) ислама.

5. Тот, кто не следует учению Ибн Абд-уль-Ваххаба, является кяфиром.

6. В большинстве случаев совершающий тавасуль (просьба к Аллаху посредством кого-либо) является многобожником.

7. Посещение могил сподвижников Пророка и праведных мусульман запрещено.

8. Секты на местах возглавляются руководителем (амиром), не избираемым мусульманами, а назначаемым вышестоящими руководителями.

9. Неверных (включая мусульман, не примкнувших к секте ваххабитов) можно убивать и вне рамок необходимой самообороны.

10. Традиционное исповедание ислама является куфром (неверием), суфизм не является исламским учением и духовной практикой.

11. Великие достижения мусульманской цивилизации VIII — XIII веков в теологии, философии, медицине, математике, астрономии, химии, художественной литературе, творцами которых были в большей мере суфии, для ваххабизма не имеют никакой значимости.

12. Запрет на ношение европейской одежды, введение некоторых лишь рекомендуемых в исламе норм на уровне обязательных. Следует оговориться, что со всеми, кто не разделял их убеждений, ваххабиты считали необходимым вести войну. Они утверждали, что «их кровь и имущество дозволены». Это означает, что тех, кто не разделяет убеждений ваххабитской секты, можно убивать и грабить. Более того, вполне поощряется.

Все эти положения ваххабизма в корне противоречат исламу. Поэтому мусульман, не поддержавших призыв Ибн Абд-уль-Ваххаба, основатель секты расценивал «в большей степени язычниками, чем многобожники, жившие до прихода Пророка».

Следует отметить, что предложенные ваххабитами постулаты были решительно отвергнуты мусульманами. В этой связи ваххабиты, претендующие на ортодоксию, оказались, по сути, сектантами, противопоставившими себя всему мусульманскому миру.

Другие статьи этого номера