Мир переживает очередное потрясение: по всем признакам осталось совсем немного времени до начала операции США в Ираке. Схватка Буша с Хусейном стала молотом, раздробившим евроатлантическую цельность. Настаёт момент истины — Украине придётся делать выбор. Нынче направление на США и направление на Европу ведут в разные стороны. Провозгласив евроатлантическое направление приоритетным в своей внешней политике, Украина внезапно обнаружила, что та евроатлантическая цельность, к которой она стремилась, та принадлежность к единству Европы и США, в которой она видела гарантию своей независимости и благополучия, дали серьёзные трещины. Действия сверхдержавы после террористического нападения на неё 11 сентября 2001 года напоминают поведение разбуженного в берлоге медведя, который, выскочив наружу, начинает громить всё вокруг. Это вызвало недовольство там, где ещё недавно царили полное единодушие и тотальное одобрение любых телодвижений США. Франция, Германия и Бельгия отказались поддержать американскую операцию против Ирака, причём в весьма резкой форме, до сих пор невиданной в американо-европейских отношениях. Министр обороны США Дональд Рамсфелд назвал позицию Франции, Германии и Бельгии «настоящим позором».
Россия тоже не замедлила воспользоваться моментом, результатом чего стало совместное заявление Франции, Германии и России, распространённое 11 февраля. «Альтернатива войне все еще имеется. Применение силы могло бы быть самым крайним средством. Россия, Франция и ФРГ преисполнены решимости обеспечить все необходимые условия для завершения процесса разоружения Ирака мирным путем», — говорится в заявлении.
Соединённая мощь трёх держав оказала должное воздействие на Совет Безопасности ООН — 11 из 15 его членов проголосовали во вторник, 11 февраля, против нападения на Ирак и за продолжение инспекций. За нападение высказались, кроме самих США, только Великобритания, Испания и Болгария.
«Восстание» против США их верных союзников — отнюдь не случайность. Европа, колыбель современной культуры, никогда не ощущала себя частью США. Франция ещё в 60-е годы ограничила количество американских фильмов на своих экранах, ввела запрет на английские слова в официальных документах. Создание ЕС, введение единой валюты евро стали ступенями на пути консолидации и увеличения мощи Европы.
Теперь начался новый этап: Франция вместе с Германией собираются создавать единое государство. Хотя официально об этом не объявлено, но факты позволяют предполагать, что дело зашло весьма далеко. Настолько далеко, что Ричард Пёрл, возглавляющий группу политического планирования в Пентагоне, заявил недавно, что «Франция более не является союзником США и НАТО, и необходимо разработать стратегию сдерживания нашего бывшего союзника».
«Франция, Германия и Великобритания, которые последние 50 лет были самыми близкими союзниками США, начинают отдаляться от Америки, — с грустью констатирует «The Washington Post» в номере от 11 февраля. — Антиамериканские выступления становятся обычной принадлежностью политического ландшафта».
В такой обстановке говорить о единстве западного мира уже не приходится. Ориентироваться на США и, скажем, ездить туда за поддержкой — это в нынешних условиях означает практически отход от Европы. И наоборот: двигаться в Европу — это, скорее всего, означает идти дорогой, ведущей к отдалению от США. Выбор нелёгок. «Помочь сохранить своё собственное лицо, национальную самоидентификацию может как раз Европа, которая всё очевиднее начинает противостоять глобализму в американском варианте, — говорит Тарас Бук. — Ориентация же на США — это путь в американскую империю, к американской масс-культуре, которая всегда и везде подавляет национальную».
Похоже, некоторым нашим политикам, считающим себя национальными, следует задуматься о том, куда же может привести Украину ориентация только на США.