Памятка для клиентов стоматологических клиник и кабинетов

Почти в таком состоянии с жалобой на отвратительную работу одного из частных стоматологических кабинетов в нашем городе пришла женщина в управление по делам защиты прав потребителей г. Севастополя. Но, увы, его начальник Т.П. КОЛЬЦОВА ничем не смогла ей помочь: потребительница не взяла там, где ее так «обслужили», никаких документов, подтверждающих сам факт предоставления ей каких-либо услуг. «Потребители должны помнить, что зубные протезы, пломбы и т.п., а также услуги врачей-стоматологов и техников — такой же товар, как хлеб или сапоги, — говорит Тамара Павловна. — Он имеет цену, значит, обязан быть качественным, продаваться по правилам и иметь гарантию для того, чтобы клиент имел возможность исправить что-либо после окончания работ по протезированию и лечению, доделать или переделать (как в торговле — обменять), но уже бесплатно. Но для этого нужно сразу строить отношения со стоматологами-предпринимателями на цивилизованном уровне. Чтобы на вас была заведена медицинская карта, записи обследования регулярно заносились в журнал. Чтобы вы знали, какие манипуляции совершают врачи с вашими зубами, какие материалы используют. Сколько все это стоит и как долго прослужит. И, конечно, на каждую операцию или покупку нужно иметь чеки, квитанции об обслуживании, хранить свою медицинскую карту, где должна быть отметка о гарантийном сроке. Все это — свидетельства того, что вы имели своего рода договорные отношения с конкретной клиникой, стоматологическим кабинетом или частно практикующим врачом. По ним неудовлетворенным клиентам, если они обратятся с жалобой в наше управление, всегда можно помочь».

Но проверяет частных специалистов управление и без жалоб — планово.

Вот что показала последняя инспекция состояния оказания стоматологических услуг в Севастополе, проведенная ею совместно с управлением охраны здоровья города. На тот момент платную стоматологическую помощь в городе оказывали 35 субъектов хозяйствования, причем некоторые из них имеют целую сеть кабинетов, отделений и поликлиник. Проверено было 10 из них и на всех выявлено и зафиксировано 40 видов нарушений! Основные: предоставление услуг, не отвечающих требованиям нормативных документов, использование несертифицированного оборудования и инструментов, отсутствие полной и своевременной информации для клиентов.

Аккредитационных сертификатов на присвоение категории во время инспекции не было у субъектов хозяйствования, которые работали менее года или имели только один стоматологический кабинет. Это — ЧП «Скай Дент», «Дентал Депо Севастополь», «Нати», «Дент», СПД «Боровая Е.В.» и «Носань Л.Ф.»

Вот, например, какой «букет» нарушений был зафиксирован участниками проверки в ЧП «Нати» (ул. Ленина, 22): аккредитационный сертификат не предъявлен, разрешение Ленинской РГА на размещение кабинета с истекшими сроками действия, нет сертификатов соответствия на медоборудование и инструменты, в медицинских картах отсутствует информация о гарантийных сроках, предстоящем плане лечения и согласии пациента на него. В кабинете не было также необходимых условий для оказания всего комплекса указанных услуг по лечению и протезированию. Холодильное оборудование для хранения медпрепаратов отсутствовало так же, как и информация о графике работы врача, сведения о вышестоящей организации и т.д. Управлением было выписано предписание об устранении этих нарушений, к предприятию применены экономические санкции.

И еще в семи проверенных «объектах» отсутствовала различная информация, предусмотренная законодательством для сведения потребителей. В ЧП «Дентал Депо Севастополь» были обнаружены лекарственные средства с истекшими сроками годности. Они запрещены для использования, а предприятия наказаны материально.

В ЧП «Дент» была выявлена ортопедическая карточка неустановленного образца: отсутствовала информация о согласии больного на проведение обследования, вероятных осложнениях, необходимости соблюдения правил гигиены, видах предоставляемых услуг, гарантии и пр. Кроме того, в кабинете оказывалась хирургическая помощь, что не предусмотрено. В итоге — строгая рекламация и штраф.

В 14 случаях не предъявлены сертификаты соответствия, в основном на шприцы разной емкости. Не были представлены также свидетельства о госрегистрации на иголки, различные материалы, инструменты, наконечники. 6 человек привлечены к административной ответственности и оштрафованы.

Анализируя материалы проверки, специалисты Севастопольского управления по делам защиты прав потребителей отмечают главное: в городе отсутствует система контроля при оказании стоматологической помощи. В управлении охраны здоровья нет сведений о вновь открываемых кабинетах, отделениях, т.к. лицензии выдаются МОЗ, а аккредитационные сертификаты — в Симферополе. Потому что в Севастополе отсутствует специалист, имеющий право проводить аккредитацию стоматологических учреждений. Поэтому, как подчеркнула Т.П. КОЛЬЦОВА, для осуществления государственной защиты прав граждан при оказании им стоматологических услуг необходимо возложить на управление охраны здоровья горгосадминистрации функции по контролю и организации работы учреждений данного профиля.

Главное условие при вашем согласии обслуживаться там — наличие у субъектов хозяйствования, предоставляющих стоматологические услуги, всего пакета документов, которые регламентируют их деятельность. Сама же работа в обязательном порядке должна сопровождаться всей необходимой, достоверной и своевременной информацией для клиентов. Подчеркнем: легко доступной, чтобы потребители в любой момент могли узнать: — наименования услуг, перечень материалов, которые применяются для зубного пломбирования и протезирования; — требования нормативных документов к стоматологическим услугам; стоимость услуг и порядок их предоставления; — сроки годности и наличия разрешения на материалы, которые используются при лечении и протезировании, имя их производителя; — правила эффективного и безопасного использования предоставленных услуг и сведения о возможных последствиях в случае невыполнения этих правил. Потребитель должен быть проинформирован о гарантийных обязательствах на предоставленные ему врачом или техником стоматологические услуги. Помните: гарантийный срок на выполненные стоматологом-предпринимателем работы устанавливается со дня завершения протезирования и фиксации зубного протеза в полости рта потребителя. Срок этот колеблется от 3 до 12 месяцев в зависимости от материала (пластмасса, металл, керамика, композитные материалы и т.д.) Кстати, в большинстве случаев (12 из 14 видов зубных протезов) гарантии длятся именно на целый год. А время службы для протезов в том же перечне их видов определен еще больший — от 12 до 36 месяцев, с преобладанием 2 — 3-летних сроков пользования. Несертифицированное медицинское оборудование и инструменты при предоставлении стоматологических услуг категорически запрещены. Равно как использование при лечении зубов продукции стоматологического назначения с истекшим сроком годности или той, которая не внесена в государственный реестр изделий медицинского назначения в Украине. Строгий контроль должен быть за соблюдением требований относительно хранения медматериалов, их обработки и стерилизации. Вот на заметку потребителям перечень оборудования и инструментов, которые подлежат обязательной сертификации в государственной системе УкрСЕПРО: стоматологическое оборудование и инструменты, шприцы, пинцеты, боры, зажимы, иглодержатели медицинские, иглы инъекционные одноразового использования, наконечники для бормашины.

Другие статьи этого номера