Юнга (мальчик, юноша — в переводе с немецкого), говорится в энциклопедии, — подросток, обучающийся морскому делу, чтобы стать матросом боевого или торгового судна. Юнги появились еще в эпоху гребного флота. В Россию они пришли на корабли с легкой руки Петра Первого. Позже школа юнг функционировала в Севастополе. В Военно-Морском Флоте СССР рота юнг была сформирована в 1940 году на острове Валаам при школе боцманов Балтийского флота. А в мае грозного 1942-го народный комиссар Военно-Морского Флота СССР адмирал Н.Г.Кузнецов подписал приказ об образовании школы юнг ВМФ «с целью создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях». Школа юнг ВМФ СССР формировалась на базе учебного отряда Северного флота, дислоцированного на Соловецких островах. Как и упоминавшийся остров Валаам, они отмечены подвижническим трудом и молитвой монашествующей братии многих поколений. Именно под наблюдением и при непосредственном участии монаха Трифона в ХV веке на Соловках поднимали башни и стены местного кремля. Они сложены из диких валунов. Отдельные из них весят 7 — 8 тонн. Со стен монастыря-крепости высотой в десять и шириной в шесть метров в водную даль смотрели жерла 60 орудий. В период Крымской войны своим дружным огнем они отогнали за линию горизонта подошедшие с десантом корабли английской эскадры.
Вот сюда, на Соловки, с самых дальних уголков огромной страны на «строго добровольных условиях» потянулись 15 — 16-летние мальчишки. Каждый из них проложил сюда свой путь. Ныне проживающий на улице Хрусталева в Севастополе Христофор Леонидов мог бы рассказать, как оказался на Соловках. Его друг прошел строгую медицинскую комиссию, а он — нет. Но друг передумал остаться на учебу, Христофор же страстно желал осваивать морское дело. И Леонидов оставил у себя медицинскую справку товарища и все восемь месяцев обучался под чужой фамилией. И только накануне выпускных экзаменов паренек, преодолевая страх, подошел к комиссару школы С.С.Шахову и сбивчиво произнес слова очистительного признания: учился, дескать, я по подложной фамилии, на самом же деле я не кто иной, как Леонидов.
С.С.Шахов, немало видевший и переживший в жизни — капитан 1 ранга как-никак, но и он надолго застыл в полном недоумении.
— Вообще-то тебя, Леонидов, — наконец ответил он, — судить положено. Но так как обман произошел от желания бить врага, то…
И комиссар школы дал указание исправить все документы на подлинное имя — Христофор Леонидов. И парень оправдал доверие старшего товарища.
С Соловков юнгу Христофора Леонидова направляют на Черноморский флот, где ему довелось служить в должности моториста на торпедном катере «Юнга». В 1962 году бравый мичман оказался в самой горячей на то время точке — на Кубе, блокированной с моря американцами. Затем работал с румынскими моряками, которым помогал освоить ракетный катер.
О Христофоре Леонидове мне рассказал один из активистов ветеранского движения бывших юнг В.А.Долгополов. За ним тоже давний «грешок» водится. Буквально перед началом войны его отца — морского офицера с Дальнего Востока — переводят на Балтику. Семья так и не успела переехать на новое место. Где-то в Хабаровске на глаза Виктора Долгополова попала газета с заметкой о наборе в школу юнг на Соловках. Он в военкомат. «А разрешение родителей имеешь?» — строго спросили там. «Будет», — ответил мальчик. А сам твердо знал, что мачеха не позволит ехать на противоположный край страны. Виктор Долгополов вспомнил о девочке-однокласснице, мать которой работала в Совете и которая имела доступ к гербовой печати. Вместе с подружкой Виктор состряпал справку. Вдвоем же, поймав редкий момент, когда мать на мгновение отвернулась, и шлепнули на бумагу печать. При виде повестки из военкомата («Прибыть с кружкой и ложкой…») мачеха отступила. Дело ведь государственное.
С Соловков Виктор написал отцу. «Как ты мог оставить дом?» — ответил тот. «Папа, — отписал сын, — кончится война, разберемся». Отец и сын встретились в Корсакове в 1947 году. За плечами Долгополова-старшего были морские бои на Балтике. Долгополов же сын, окончив Соловецкую школу юнг, служил на тральщике, входившем в соединение Тихоокеанского флота. Юный моряк участвовал в расчистке морских дорог от мин, обеспечивал десантирование воинов на занятые японцами наши острова. Попадал под снаряды и пули. Какие после этого могут быть выяснения отношений. Отец и повзрослевший 18-летний сын обнялись.
В послевоенные годы В.А.Долгополов служил на флоте, в Севастополе. И выйдя в отставку, сохранил ему верность. Он работает на плавдоке, где ремонтируют военные суда.
Мне выпало поговорить еще с одним бывшим соловецким юнгой — капитаном 1 ранга в отставке Р.Ж.Ягором. У него тоже большой послужной список. Достаточно сказать лишь об одном: Рудольф Жанович — непосредственный участник испытания ракет из подводного старта.
Нынче в нашем городе проживает 12 бывших выпускников Соловецкой школы юнг — уникальнейшей, может, единственной в мире, по существу, детской воинской части под номером 30895. А было ведь 46 человек — время неумолимо даже в отношении самых молодых участников Великой Отечественной. Юнги-ветераны не скрывают гордости, что через школу юнг на Соловках прошли ныне широко известные люди — писатель В.Пикуль, певец Б.Штоколов, артист театра и кино В.Леонов, кинодраматург В.Гузанов, контр-адмирал В.Коробов…Школа юнг дала девять Героев Советского Союза.
Ныне здравствующие юнги-ветераны сохраняют боевое братство. Как далеко расположена архангельская земля, но один раз в пять лет бывшие воспитанники, списавшись, едут на Соловки. Это — свято. Едут с Дальнего Востока, Казахстана, Кубани. В.А.Долгополов дважды представлял на таких встречах Украину, родной Севастополь. Последняя такая встреча прошла минувшей осенью.
…Мы долго беседовали с Виктором Афанасьевичем.
— Ну что мы говорим о ерунде, — рубанул он. — Вы донесите до молодежи вот это…На столе оказалось обращение юнг-ветеранов к нынешней молодежи. «Без исторического прошлого, — говорится в этом документе, — не может быть достойного настоящего и перспективного будущего. Мы хотим, чтобы вы, наши наследники, сохраняли священную память о подвигах дедов и прадедов. Пусть главными ориентирами в жизни для вас будут Честь, Достоинство, Братство и безграничная Любовь к своей Родине». От ветеранов-юнг Украины обращение подписал севастополец Виктор Долгополов.
На снимках: Виктор Долгополов в школе юнг на Соловках; Виктор Афанасьевич с бывшим однокашником С.Бабкиным (Соловки 2002 год); Соловецкий кремль.