Возобновление Верховной Радой обсуждения проекта закона об оружии, который разрешал бы приобретение огнестрельного короткоствольного в частную собственность, всколыхнуло общество. Аргументов «против» более чем достаточно: и уровень нашего правового сознания довольно низок, и культура обращения с оружием отсутствует. Да и где гарантия, что в теперешней экономически нестабильной сложной жизни у человека, задавленного обстоятельствами, не возникнет желания всадить в кого-нибудь пулю-другую?
Думается, и психологически наши граждане не готовы к ответственности свободного приобретения, а следовательно, и применения оружия. Сегодня, к примеру, определить, что человек психологически здоров, можно. Но будет ли он так же здоров, когда его уволят с работы и денег на содержание семьи не станет? А главное, имея на руках «опасные игрушки», мы подвергнем определенному риску собственных детей. Доказательство тому — недавняя трагедия, потрясшая город.
В кабинете следователя сидел отец убитого 13-летнего мальчика. Вытирая слезы, сутулый, сломленный горем мужчина вспоминал подробности случившегося: «…В квартире стоял запах пороха. Я вбежал в прихожую и увидел сына, лежавшего на полу. Справа, на животе, у него зияла страшная дыра. Я приподнял ребенка, прикрыл рану рукой и держал так до приезда врачей. Через 10 — 15 минут подоспела «скорая помощь». К этому моменту состояние сына было уже критическим. Через час в больнице мальчик скончался».
А произошло на ул. Аксютина, что в Балаклаве, вот что. 5 февраля около 16 часов девятилетний Сережа, будучи дома один, пригласил в гости друга, соседа по подъезду, жившего этажом выше. Несколько дней назад Сережа нашел в одной из комнат своей квартиры за диваном охотничье ружье вместе с пачкой патронов. Ребята стали играть в «войнушку», баловались. Потом Сережа случайно нажал на спусковой крючок. Прогремел выстрел. Ранение, которое получил его сосед, оказалось несовместимым с жизнью. Виновный в смерти друга Сережа плакал и просил, чтобы прибывшие на место происшествия работники милиции ничего не рассказывали его родителям, боялся наказания.
Со слов 26-летнего Д. — отчима Сережи, охотничье ружье и 20 патронов шестнадцатого калибра сам Д. нашел в заброшенном сарае. Сначала он хранил находку в гараже, позднее принес в квартиру.
«По причине недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, — пояснил старший следователь Балаклавского РОВД Виталий Клоков, — фактический убийца — малолетний Сережа — не понесет наказания. А вот взрослому дяде Д., нелегально хранившему охотничье ружье без соблюдения общепринятых правил (специально оборудованное место, под замком, исключение доступа детей и иных посторонних лиц, не имеющих опыта обращения с оружием, и т.д.) согласно УК Украины вменяется ст. 264: небрежное хранение огнестрельного оружия и боевых припасов, повлекших за собой гибель людей. Статья предусматривает до трех лет лишения свободы.
Гибель мальчика носит причинно-следственный характер. Не было бы ружья, не случилось бы и трагедии. Отсюда возникают и закономерные вопросы: нужна ли нам сегодня свободная продажа оружия, кому она выгодна и что вообще может за ней последовать?