«Партия свободы» или, как ещё её называют, «Хезб ут-Тахрир» была основана в палестинской части г. Иерусалима в 1953 г. судьей шариатского апелляционного суда Такиуддином-ан-Набхани и представляет собой одно из ответвлений образованного в 1928 г. движения «Братья-мусульмане». Первоначально деятельность «Партии свободы» распространялась только на Ближнем Востоке, а сегодня ее подразделения можно найти в Турции, Северной Африке, в Западной Европе, а также в ряде стран СНГ. «Хезб ут-Тахрир» не использует вооруженные методы борьбы. В организации делают ставку на идеологическую работу с населением. На протяжении последних лет спецслужбы неизменно встречаются с подобной «обработкой» в странах Центральной Азии — Узбекистане, Таджикистане, Афганистане, Пакистане. Активисты «Партии свободы» стремятся завербовать представителей властных структур, желательно из высших эшелонов, а также работников правоохранительных органов. В странах СНГ организация активно действует на территории Узбекистана и в заселенных узбеками районах Киргизии. В узбекском отделении партии насчитывается от 15 до 20 тыс. человек. Примечательно то, что до сих пор спецслужбы так и не определили точное местонахождение штаб-квартиры «Хезб ут-Тахрира». По одним данным, она находится на нелегальном положении в Иордании, по другим — в Германии.
Основной своей задачей члены партии считают объединение мусульман всего мира в единый исламский халифат. Но опять же, как это ни странно, он грезится им государством с рыночной экономикой, в котором власть халифа ограничена специальным консультативным советом. Это сразу приводит в смятение — члены «Хезб ут-Тахрира» хотят построить государство по типу западного. Но западная демократия считается неприемлемой для мусульман, так как их жизнь должна регламентироваться законами шариата. По всей видимости, руководители «Хезб ут-Тахрира» просто лукаво стремятся придать организации современный облик, сделать ее «партией будущего». Еще одна несуразность в стремлении лидеров создать исламское государство, как и при пророке Мухаммеде, — на сходе граждан. Однако, учитывая многочисленность мусульман, подобный способ очень сильно похож на «европейскую демократию». Поэтому у некоторых предводителей «Хезб ут-Тахрира» есть мнение, что решение о создании исламского государства должны принять крупные политики и бизнесмены, то есть наиболее влиятельные люди в мусульманском мире. Кстати, если «безбожники» не захотят отдавать власть, то «прозревший народ» может отобрать ее силой.
Организация имеет «пирамидальную» структуру. Например, иерархия узбекской организации «Хезб ут-Тахрир» включает семь ступеней: главный руководитель, руководитель областной организации, его помощник, руководитель района, его помощник, руководитель одной или нескольких групп обучения, послушник. Первичной ячейкой партии является халка (звено), объединяющая обычно до пяти человек. Члены халки знают друг друга чаще всего лишь по псевдонимам. Этот прием, используемый подпольщиками всего мира, сводит риск разоблачения к минимуму. После вступления в организацию новички принимают присягу, в которой они клянутся во всем подчиняться приказу. На национальном уровне ячейки объединены под общим управлением мутамада. Железная дисциплина делает организацию неуязвимой. Место арестованного руководителя района или руководителя звена занимает заранее подготовленный член организации, который незамедлительно об этом оповещается. Преемственность беспрекословно воспринимается остальными членами халки, ведь в случае неподчинения приказу отступнику грозит смерть.
От других радикальных исламских организаций «Хезб ут-Тахрир» отличается наличием большого опыта деятельности среди мусульман в различных странах. Действуя нелегально, она основывается в своей пропаганде как на серьезных теоретических разработках, так и на современных информационных технологиях. Кстати, это единственная, радикальная исламская организация, имеющая официальный сайт в Интернете. На русском, английском, немецком, турецком и нескольких восточных языках здесь представлена информация о программе партии, выпущенных листовках и книгах, о целях и задачах ее деятельности.
Хотя партия вроде бы и отвергает насильственные методы борьбы, в ней, однако, руководителями звеньев проводится военная подготовка, ее активисты пытались совершить покушение на президента Узбекистана Ислама Каримова. После чего узбекские власти приступили к арестам членов узбекского отделения организации. Весной 1999 г. в Узбекистане прошел ряд показательных процессов. Начало 2001 г. ознаменовалось ростом активности организации и в Киргизии. Ее члены неоднократно задерживались в ряде городов Киргизии. Представители «Хезб ут-Тахрир» обращались в редакции местных газет с предложениями оплачивать публикацию экстремистских материалов. Это очень напоминает начало информационной войны, борьбы за влияние на умы людей.
Несмотря на противодействие со стороны руководства центрально-азиатских государств, влияние партии «Хезб ут-Тахрир» в этом регионе за последние несколько лет все равно продолжает усиливаться. В сентябре 2000 г. в Кабуле прошло совещание руководителей афганского движения «Талибан». На нем присутствовали представители исламского движения Узбекистана, члены «Хезб ут-Тахрира», а также лидеры чеченских и уйгурских экстремистов, посланцы радикальных исламских организаций из Малайзии, Индии, Индонезии и Таиланда. Обсуждалась возможность налаживания взаимодействия между различными исламскими фундаменталистскими движениями по всему миру. Логичным подтверждением этому является тот факт, что «Хезб ут-Тахрир» занимается вербовкой наемников по всему миру для отрядов чеченских незаконных военизированных формирований. Эта координация усилий действующих в Центральной Азии экстремистских исламских организаций составляет серьезную угрозу для региональной безопасности.
Результаты исследования, проведенного автором статьи, свидетельствуют о том, что эмиссары «Хезб ут-Тахрира» появились и на территории Крыма. Причём тактика их деятельности ничем не отличается от тактики их коллег из Центральной Азии и Ближнего Востока. Главным объектом их пропагандистской работы является мусульманское население Крыма, основные представители которого — крымские татары.
Не будет лишним напомнить адептам «Хезб ут-Тахрира», что их деятельность по созданию мирового халифата привлекает внимание не только востоковедов, политологов и социологов, но и правоохранительных органов, так как в их деятельности усматриваются признаки подготовки или совершения преступлений, предусмотренных ст.ст. 110 (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины), 258 (террористический акт), 447 (наёмничество).
Следует отчётливо осознавать, что партия «Хезб ут-Тахрир» — это один из идеологических рупоров идей неоваххабизма.