Севастопольские причалы время «ч» наступило

«Севастопольские причалы: 14 километров проблем» — так называлась беседа обозревателя Елизаветы Юрздицкой с начальником отдела портов и гидротехнических сооружений ЗАО «Морстройпроект» А.С. Деевым, опубликованная в нашей газете 29 января 2003 г. Публикация вызвала заинтересованную реакцию севастопольцев и, в первую очередь, специалистов, которые хорошо знают, что аварийные ситуации проще предотвращать, чем ликвидировать их последствия. Никому не надо доказывать, что техническое состояние наших гидротехнических сооружений находится в неудовлетворительном состоянии. Редакция получила ряд откликов на эту публикацию. Один из них — от руководителей Регионального представительства Регистра судоходства Украины в г.Севастополе — мы публикуем сегодня. «Слава Севастополя» не в первый раз обращается к весьма важной и актуальной для Севастополя (и других портов) теме состояния причальных сооружений. Так, еще 16 декабря 1999 г. в газете была опубликована статья С. Кошкина «Родные причалы». В преамбуле к этой статье отмечалось, что только 20 процентов от общего количества причалов паспортизированы и лишь 10 процентов от этого количества надлежащим образом обследованы.

Возвращение к этой теме четыре года спустя в опубликованном 29 января интервью начальника отдела портов и гидротехнических сооружений ЗАО «Морстройпроект» А.С.Деева свидетельствует о том, что за прошедшие годы в состоянии причалов мало что изменилось к лучшему. Поскольку в интервью упоминался и Регистр судоходства Украины, нам кажется целесообразным на страницах газеты разъяснить его роль в системе надзора за состоянием гидротехнических сооружений (ГТС), а также изложить наше видение данной проблемы.

В соответствии с приказом Министерства транспорта Украины от 17.09.2001 г. 617 Регистру поручено осуществлять контроль технического состояния судоходных гидротехнических сооружений, сооружений морских портов и судоремонтных заводов. Вначале в обязательном порядке Регистру Украины были поднадзорны гидротехнические сооружения предприятий, входящих в систему Минтранса. Остальные предприятия и организации могли передавать принадлежащие им сооружения под надзор Регистра на добровольной основе. И такие «добровольцы» уже есть. Например, одним из первых заключило договор о техническом надзоре за причалом в Камышовой бухте ЗАО «Морстрой». В настоящее время обязательный надзор за техническим состоянием ГТС распространен на все сооружения, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Деятельность Регистра Украины по надзору за гидротехническими сооружениями строится на основании впервые разработанных и с 6 февраля 2003 г. введенных в действие «Правил технического надзора за судоходными ГТС и ГТС портов, судостроительных и судоремонтных заводов, находящихся в эксплуатации». В соответствии с этим нормативным документом инспектор Регистра освидетельствует сооружение, оформляет акт об освидетельствовании, и затем Регистр выдает владельцу сооружения или эксплуатирующей организации свидетельство о государственной регистрации гидротехнического сооружения. При этом сооружение с его техническими характеристиками вносится в Государственный реестр ГТС. Если сооружение находится в нормальном техническом состоянии, выполняются требования правил технической эксплуатации ГТС, Регистром выдается владельцу свидетельство о пригодности гидротехнического сооружения к эксплуатации. В противном случае такое свидетельство выдается после выполнения владельцем причала или эксплуатирующей организацией требований Регистра по устранению выявленных при освидетельствовании несоответствий требованиям нормативных документов.

С начала работы по надзору за техническим состоянием гидротехнических сооружений в августе 2002 г. представительством Регистра судоходства Украины в г. Севастополе было освидетельствовано 18 причалов, в том числе и за пределами города. К сожалению, необходимо признать, что многие из них находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют место многочисленные нарушения правил их технической эксплуатации.

Возраст большинства причалов близок к расчетному сроку их эксплуатации или превышает его. Вместе с тем текущий (не говоря уже о капитальном) ремонт не проводился десятилетиями. Есть причалы, которые не ремонтировались с момента их строительства или восстановления после окончания войны.

Наиболее типичным недостатком в эксплуатации причалов является отсутствие паспортов технического состояния причалов, оформленных согласно утвержденным формам. Во многих случаях не выполняются регламентированные нормативными документами обследования причалов, по 10 и более лет не проводятся водолазные обследования подводной части причалов и промеры глубин. Нередки случаи, когда отсутствует проектная и не ведется эксплуатационная документация. Это не позволяет сделать достоверный вывод о состоянии сооружений. В некоторых организациях не только не знают требований правил технической эксплуатации портовых сооружений, но и не имеют структурного подразделения, организующего должным образом эксплуатацию причалов.

К слову, о паспортизации и обследовании причалов и других ГТС. Эти работы могут выполнять только специализированные организации, признанные Регистром судоходства Украины. В Севастополе три организации имеют статус специализированных, признаны Регистром и имеют право обследовать ГТС и выполнять их паспортизацию: ЗАО «Морстрой», ЗАО «Морстройпроект» и ЧП «Крым-Марина-Сервис». Кроме того, Севастопольский морской торговый порт имеет признание Регистра и может выполнять для сторонних организаций функции эксплуатирующей организации, включая весь комплекс работ по техническому обслуживанию гидротехнических сооружений, обеспечению соблюдения требований нормативных документов и т. п. Порт имеет сертифицированное судно-лабораторию и может выполнять промерные и другие работы.

На сегодня из 280 причалов Севастополя 127 эксплуатируются военными. И хотя данные объекты являются государственной собственностью Украины, доступ на них закрыт и данных об их состоянии нет.

Из оставшихся 153 причалов паспортизированы только 37 (данные управления морской акватории СГГА), т. е. 24 процента. Прогресс за четыре года, как видим, невелик. Вместе с тем, пусть медленно, но работа по освидетельствованию и паспортизации причалов идет. Паспортизировали свои причалы такие фирмы и предприятия, как «Валм», «Золотой якорь». Последовательно проводят эту работу морской торговый порт, морской рыбный порт, ОАО «Морской завод». Реконструирует свой причал фирма «Авлита».

Необходимо отметить, что организации, выполняющие специальные работы — дноуглубительные, промерные, водолазные, подводные обследования судов на плаву и ГТС, должны иметь разрешение Государственного департамента морского и речного транспорта Мин-транса Украины. На базе Севастопольского ВМИ им. П. С. Нахимова организованы обучение и сертификация водолазов для выполнения поднадзорных Регистру судоходства Украины работ по обследованию подводной части гидротехнических сооружений и корпусов судов.

Севастопольская госадминистрация делает все возможное для приведения нашего родного города в привлекательное для севастопольцев и гостей состояние. Гости города часто получают первое знакомство с Севастополем со стороны моря. И здесь важно, чтобы «морской фасад» — наши причалы — был не только привлекательным, но и безопасным для швартовки судов и приема пассажиров и грузов.

Время «Ч» для гидротехнических сооружений наступило, и возможные аварийные происшествия необходимо предотвратить уже сейчас. Выражаем уверенность, что внимание, проявленное «Славой Севастополя» к столь важной для экономики города проблеме состояния причалов, побудит руководителей предприятий и организаций взяться за решение давно назревших проблем.

Другие статьи этого номера