Самые узкие места транспортных артерий города

О таком брифинге журналисты могут только мечтать. Это была даже не пресс-конференция на тему «Состояние аварийности по итогам 2002 года и задачи госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения в 2003 году». Встреча представителей СМИ и руководителей основных подразделений ГАИ Севастополя во главе с начальником стала полуторачасовым диалогом заинтересованных в деле сторон. В этот один из самых трудных для автомобилистов день очень снежный и морозный, Петр Федорович Забияка не стал зачитывать нам цифры, а сразу предложил задавать любые вопросы. Видно было, что и наших собеседников в форме многочисленные дорожные проблемы не просто волнуют или беспокоят, а уже, как говорится, «достали»!

Главная проблема в том, что наши «магистрали» образца 60-70-х годов прошлого века уже не могут, особенно в часы пик, обеспечить нормальное движение городскому транспорту и не соответствуют современным требованиям безопасности на дорогах. Статистика свидетельствует, что количество легковых машин и микроавтобусов год от года возрастает и насчитывает около 80-85 тысяч. А всего число различных транспортных средств за последнее десятилетие в Севастополе увеличилось почти в 2 раза и достигло порядка 90000.

Даже по приблизительным подсчетам порог вместимости наших дорог — на уровне 150000 транспортных единиц. Это та критическая масса, которая способна не просто закупорить основные подъезды к центру Севастополя, но и вовсе остановить движение. Тогда даже «скорая», пожарные, милицейские и другие спецмашины не в состоянии будут передвигаться по вызовам и долгу службы. А об общественном транспорте тогда и говорить не стоит.

Самые узкие места, где постоянно возникают пробки и происходят аварии, всем давно известны. Были они названы и при нынешнем разговоре в ГАИ: центральное кольцо и подъездные пути к нему из других районов. Нашему фотокорреспонденту даже не пришлось дожидаться наплыва машин. Он запечатлел привычную картину на мосту в районе железнодорожного вокзала, спуске от панорамы к пл. Ушакова, а также на ул. Меньшикова. Это единственные прямые и пока доступные всем пути в город с Корабельной стороны, из Балаклавы и громадных «спальных» микрорайонов пр. Генерала Острякова, Летчиков и Камышовой бухты. Комментарии, как говорится, излишни!

Не случайно, что именно эти направления и эти места — наиболее аварийноопасные. Если добавить к этому крайне неудовлетворительное освещение дорог и все возрастающее бескультурье пешеходов, игнорирующих правила дорожного движения, становится понятным, почему 87% всех ДТП происходит по их вине. Естественно, больше всего среди них и жертв наплевательского отношения к собственной безопасности. Тут уж никакие увещевания инспекторов ГАИ и даже угроза штрафа, увы, не помогают. Сейчас обстановка обострилась и в связи с вынужденным «бездельем» школьников, отправленных на карантин. Личный состав ГАИ делает все, чтобы не допустить детского травматизма. Но как порой их трудно остановить: натянут капюшон и бегут через дорогу в любом месте, забыв, что в сумерках и темноте их просто не видно.

Свои предложения по улучшению транспортной системы города ГАИ неоднократно подавала главному архитектору. Но подземных переходов сколько было при социализме, столько их у нас и сейчас, хотя нужны они (и запланированы!) во многих «горячих» точках. Таких как развязка у АЗС на ул. Вакуленчука или переход у бывшего стадиона «Чайка», где светофор поставить невозможно, а развести людей и транспорт — от греха подальше — ой как нужно! Заострила до предела вопрос переустройства перекрестка у Студгородка последняя серия аварий. Но пока разговор только о переносе остановки, из-за которой свободна обычно только одна полоса движения по направлению к центру. Кардинально изменить там положение в лучшую сторону может только расширение трассы. Нет до сих пор альтернативы мосту над железной дорогой: проект есть, денег — нет.

Зато любая непогода, тем более снег и гололед делают поездки на работу и обратно экстремальными, а мало-мальские подъемы — зонами повышенного риска. Тенденция последних лет говорит о том, что зимы мягче не станут. Но современной снегоуборочной техники в городе нет. Выходит несколько, как их называют, «машин с лопатами». И то их нужно, по подсчетам ГАИ, еще как минимум шесть единиц.

В конце уходящего, начале нового года представители ГАИ вместе с дорожниками «верстают» план ремонта и благоустройства дорог, куда тщательно вносят каждую «ямку». Но реализация всех проектов напрямую зависит от «транспортных денег», которые автовладельцы начинают платить лишь к лету. Хотя техосмотр начинается в январе, а транспортный сбор нужно платить ежегодно. Увы, год от года положение не изменяется: все спохватываются к концу лета, расплачиваясь потерей времени в очередях на ТО и отрывая инспекторов от других дел. До этого ездят по разбитому после зимы шоссе, гробя свои авто и оставляя дорожные службы в ожидании финансирования работ. Отметим, что раньше в казне города оставалось 15% «автоденег», теперь — с подачи ГАИ — 50%. Вот если бы они еще поступали в бюджет хотя бы равномерно! Но сотрудники техотделения могут только просить не оттягивать с техосмотром тех, кому это предстоит сделать. Кстати, у ТО-2003 есть особенности: транспорт, оборудованный «мигалками» (красными, синими, желтыми) или несущий на бортах рекламу, должен иметь на это соответствующее разрешение. Без него техосмотр им не пройти.

К слову сказать, безалаберность и беспечность владельцев транспорта остается и основной причиной автоугонов. Порой они бросают своих «четырехколесных» коней даже с ключами в замках, забывают (!), где поставили на ночь. Были и фиктивные угоны в надежде на страховку. ГАИ удалось ненамного, но уменьшить количество автокраж в прошлом году по сравнению с 2001-м. Причем из 56 украденных на нашей территории машин 47 возвращены владельцам, а 42 преступника задержаны. Найдены в Севастополе и 43 автомобиля, угнанных на территории Украины и СНГ. В январе пропало 3 машины, они найдены, но уже в разобранном состоянии. Не гарантируют безопасности даже гаражи. К тому же из 154 гаражных кооперативов, зарегистрированных в городе, только 73 действуют и охраняются, остальные практически брошены на произвол судьбы.

Работу по обеспечению безопасности на дорогах и профилактике ДТП госавтоинспекция постоянно старается совершенствовать. Яркий пример нововведений — деятельность дорожно-патрульной службы. Хорошо зарекомендовали себя передвижные патрули на Ялтинском, Сакском и Симферопольском направлениях. Парк машин обновлен, появились и скоростные иномарки, экипажи постоянно обновляются. Круглосуточно неся службу, они помогли уже не одному автолюбителю и профессиональному водителю. Предотвратили и немало нарушений, принимают самое активное участие в поиске перевозимого оружия, наркотиков, борьбе с незаконной миграцией и т.д.

В ОГАИ УМВД в г. Севастополе давно вошел в практику самый серьезный анализ всех ДТП ради своевременного обозначения тенденций в транспортной обстановке в городе. Еженедельно личный состав учится, повышает квалификацию. Но главными направлениями в работе инспекторов остается охрана жизни людей на дорогах и установление взаимовежливого диалога со всеми участниками движения.

Другие статьи этого номера