Идея политической реформы начала активно обсуждаться в обществе, отметил Президент.
Проявился весь спектр отношения к ней — от полного восприятия до абсолютного отрицания.
Можно долго размышлять, почему так произошло. Но вывод будет коротким. Большинство оппозиционеров, хотя и являются сторонниками реформы, но понимают ее — в значительной степени — примитивно. Как сугубо арифметическое перераспределение полномочий. Что-то наподобие: забрать и поделить.
— Время для совместной работы было утеряно. В то же время рисковать будущим политической реформы, будущим страны я — как Президент — не хочу и не буду, — подчеркнул Леонид Кучма.
Именно потому я решил вывести обсуждение реформы из круга противостояния полярных политических сил. Если политики не смогут договориться — арбитром должен стать весь народ.
Выношу ее на суд государственных структур, но самое главное — на суд общественности. На ваш суд, уважаемые сограждане. Итак, почему следует переходить от президентско-парламентской к парламентско-президентской модели?
Коротко: президентско-парламентская система сыграла очень важную историческую роль — особенно в первые годы государственности, обеспечивая стабильность и общества, и государства. Но сегодня абсолютно ясно, что в действующей Конституции, по сути, был заложен механизм противостояния законодательной и исполнительной власти.
Мы должны прийти к политической системе, отвечающей наиболее распространенной в демократических странах Европы парламентско-президентской модели. Избиратели избирают в парламент депутатов от той или иной партии. Партии, получившие наибольшую поддержку, создают фракции в парламенте. Эти фракции формируют большинство. Большинство — формирует правительство. Большинство и правительство являются стержнем, сердцевиной власти — за счет предоставления им дополнительных полномочий.
О каких полномочиях идет речь? Предусматривается изменить порядок назначения премьер-министра и формирования состава правительства.
Так, премьер-министра должен назначать парламент, Президент вносит кандидатуру на эту должность, согласованную парламентским большинством. Парламент также утверждает состав правительства, а правительство — руководителей других центральных органов исполнительной власти. Таким образом каждому будет понятно, кто и за что в государстве отвечает.
За что отвечает Президент? Он остается гарантом конституционных прав и свобод граждан, независимости и территориальной целостности государства. Верховным Главнокомандующим и представителем государства на международной арене.
Для выполнения этих функций за ним и закрепляется назначение только министров обороны, внутренних дел, иностранных дел, по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы, четырех других руководителей центральных ведомств, глав государственных администраций — по представлению премьер-министра. Это должно успокоить тех, кто опасается чрезмерного ослабления института президентства.
Президент должен получить право досрочно распускать парламент. Особенно подчеркну для тех, кто постоянно упрекает меня в стремлении узурпировать власть: это право необходимо не конкретному Леониду Кучме как человеку, а всем, кто и после меня будет исполнять функции Президента.
Это свое право Президент может применить в трех четко определенных случаях. Первый: если депутаты не в состоянии в течение определенного Конституцией времени сформировать большинство. Второй: если большинство не в состоянии сформировать правительство. Третий: если парламент не может принять государственный бюджет на следующий год. И это — исчерпывающий перечень. Важным элементом реформы станет новая структура парламента. А именно — распределение парламента на две палаты. Одна формируется от партий и блоков, победивших на выборах по пропорциональной системе. Вторая — на основе равного представительства всех регионов — областей и городов центрального подчинения. Задачей палаты регионов будет обеспечение надежного представительства территорий Украины.
Общая численность Верховной Рады уменьшается. Напомню, что и введение двухпалатного парламента, и уменьшение депутатского корпуса отвечают волеизъявлению граждан во время всеукраинского референдума 2000 года.
Назову еще несколько предложенных изменений.
Следует разделить во времени выборы в Верховную Раду, органы местного самоуправления и выборы Президента. Но чтобы не превращать Украину в государство с непрерывной избирательной кампанией, все эти выборы должны состояться в течение одного года — на один срок — пять лет. И еще одно. Результаты всеукраинского референдума должны иметь прямое действие и не требовать утверждения каким-либо органом власти. Ведь воля народа — наивысший закон. Это мировая практика.
Я передаю в Верховную Раду проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины». Я также подписал Указ о вынесении его на всенародное обсуждение, сказал Президент Украины Леонид Кучма.