Эпистолярные потоки

Советский народ был самым читающим в мире, и книги у нас выпускались фантастическими тиражами. И была у нас еще одна примечательная черта, о которой менее известно. Мы были и самыми пишущими. Ежегодно во властные инстанции из городов и весей рассылалось множество писем с предложениями, замечаниями, жалобами и благодарностями, а в ведомствах существовали отделы по контролю за прохождением народной корреспонденции и своевременностью исполнения содержащихся в них просьб. Письмам, являющимся барометром социального благополучия, уделялось такое большое значение, что за волокиту в принятии мер партийный или советский чиновник мог поплатиться креслом. С некоторыми изменениями эти традиции сохранились по сей день. Более того, демократизация общественной жизни привела к усилению эпистолярных потоков, принимающих накануне выборов характер весенних половодий. Узнав о том, что только в Севастопольскую прокуратуру в прошлом году поступило 4,5 тысячи писем граждан, наш корреспондент обратился к старшему помощнику прокурора города А.В.Яковлеву с просьбой проинформировать наших читателей о нормативных актах, регулирующих порядок рассмотрения письменных обращений граждан. Вот что сказал Анатолий Владимирович.

В соответствии с законом «О прокуратуре» ее органы рассматривают все заявления и жалобы о нарушениях прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, по которым может принять решение только суд. При поступлении заявлений и жалоб, которые не относятся к компетенции прокуратуры и которые невозможно направить по принадлежности, они возвращаются заявителям с разъяснением, куда следует обратиться. Возвращаются и обращения, в которых не раскрыта суть вопроса или просто лишенные смысла. Без разъяснений возвращаются оскорбительные письма, унижающие честь и достоинство человека. Не рассматриваются письма, повторно направленнные одним и тем же заявителем по вопросам, решение в отношении которых было принято ранее, а также анонимки.

В августе прошлого года был издан Указ Президента Украины «О дополнительных мерах по обеспечению реализации гражданами конституционного права на обращения», который значительно расширил и дополнил положения ранее действовавшего подобного указа, ужесточил требования к руководителям и должностным лицам. Теперь руководители всех рангов должны систематически отчитываться о работе с обращениями граждан и принятых мерах. Указом также предусмотрено расширение сети юридических консультаций на общественных началах.

Конституция гарантирует каждому гражданину право непосредственного обращения в государственные учреждения, органы местного самоуправления для решения широкого круга вопросов. Но насколько эффективно используют граждане предоставленное им Конституцией право? Вынужден констатировать, что отдельные граждане вообще не знают, как этим правом воспользоваться.

Например, недавно в прокуратуру поступило коллективное письмо жителей домов по ул. Суворова о том, что в их домах длительное время не проводился ремонт кровли. Письмо, кстати, подписано одним человеком, что уже не дает оснований говорить о коллективном обращении. В письме выражено недоумение по поводу того, что их «…предыдущее письмо почему-то прокуратурой не рассматривалось, а было направлено в другие инстанции, которые не в состоянии решить поднятые нами вопросы. Все это превратилось в сплошную волокиту». Позвольте, но ведь органы прокуратуры не занимаются и не должны заниматься вопросами создания для населения нормальных жилищно-бытовых условий, в частности ремонтом кровель. Для этого ведь существуют рэпы, управление жилищного хозяйства, районные и городская государственные администрации. Именно к ним необходимо обращаться для решения подобных проблем. А если вопрос не решается, то в суд.

Готовясь отправить письмо, адресуйте его той организации или должностному лицу, в полномочия которых входит решение того или иного вопроса. В противном случае это лишь приводит к затягиванию сроков разрешения жалобы по существу. Приведу почти дословное содержание недавно поступившего на имя прокурора города заявления гражданина Ш.: «Прошу вас остановить строительство котельной на соседнем участке в связи с тем, что трубу от котельной вывели под крышу моего дома и рядом с окном спального помещения. При работе котла дым и искры будут лететь мне в форточку и под деревянную крышу, что может привести к возгоранию». Наверное, подобное заявление необходимо было направить в районную госадминистрацию.

В органы прокуратуры, как в ходе личного приема, так и в своих письмах, граждане обращаются в основном с одними и теми же наболевшими проблемами: социальная защита, медицинское обслуживание, нарушение трудовых или жилищных прав, неисполнение судебных решений и т.д. Следует помнить, что при всем желании помочь далеко не все вопросы могут быть разрешены в органах прокуратуры, поскольку не все они отнесены к нашей компетенции. Единственное, что смогла сделать прокуратура по письму жителей улицы Суворова в отношении течи кровли в их домах, это направить их заявление в управление жилищного хозяйства городской госадминистрации для принятия необходимых мер.

Много поступает к нам жалоб ветеранов по поводу непредоставления им предусмотренных законом льгот. Ветераны прекрасно понимают имеющиеся в стране проблемы социального характера и зачастую предлагают пути их разрешения. На наш взгляд, целесообразнее было бы такие предложения направлять в Верховную Раду Украины, поскольку именно она рассматривает проекты законов и принимает соответствующие изменения и дополнения к законам. В парламенте есть комитет по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов, члены которого принимают непосредственное участие в подготовке проектов законов относительно правового статуса этой категории граждан.

Гражданско-правовые, трудовые отношения или отношения, вытекающие из уголовно-процессуального законодательства, можно решить только в судебном порядке. Жалобы на действия или решения органов местного самоуправления, руководителя или должностного лица учреждения, организации, предприятия, объединения граждан, средств массовой информации должны направляться в вышестоящий по отношению к ним орган или в суд. Споры по земельным участкам также рассматриваются в суде. Однако из-за незнания законов граждане зачастую игнорируют это и действуют по принципу: чем больше или чем «выше» напишу, тем быстрее будет результат. Безусловно, обращаться в суд хлопотно, а направить жалобу в органы прокуратуры легче. Однако для любого заявителя важен конечный результат. А он будет, безусловно, выше, если вы сразу обратитесь с жалобой по назначению.

Письменные обращения граждан (кроме анонимных) в день поступления регистрируются в канцелярии и передаются исполнителю. Не позднее месяца (в крайнем случае через 45 дней) заявителю обязательно должны сообщить о результатах рассмотрения его заявления.

Прокуратура принимает необходимые меры по защите прав граждан, оперативно реагирует на изложенные в их обращениях нарушения закона. Необходимо только, чтобы ваши обращения были обоснованными, объективными, подготовленными в соответствии с требованием закона «Об обращениях граждан» и направлялись бы по назначению. В письме должны быть указаны дата отправки, фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, ясно изложена суть поставленного вопроса.

Другие статьи этого номера