Почему государство защищает потребителя?

С целью повышения эффективности реализации государственной политики в сфере зашиты прав потребителей постановляю:

1. Утвердить Программу защиты прав потребителей на 2003 — 2005 годы (далее — Программа), которая прилагается.

2. Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям предусматривать в проектах местных бюджетов средства для выполнения Программы.

3. Координацию работ и контроль за выполнением Программы возложить на Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики.

4. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям ежегодно до 1 января информировать Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики о ходе выполнения Программы.

5. Государственному комитету Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики ежегодно до 1 марта подавать Президенту Украины и Кабинету министров Украины обобщенную информацию о выполнении Программы.

Уровень нарушений правил торгового и других видов обслуживания в Севастополе в прошлом году в сравнении с предыдущим заметно уменьшился, но остается довольно высоким. Всего в ходе проверок управлением по делам защиты прав потребителей их зафиксировано: 3330 (2002 г.) и 4086 (2001 г.). Основные нарушения — производство и реализация товаров (работ, услуг), которые не отвечают требованиям нормативной документации или без соответствующих сопровождающих документов, отсутствие своевременной и полной информации для потребителей, а также обман покупателей или заказчиков.

О недостаточной социальной защищенности севастопольских потребителей говорят и цифры анализа их жалоб и заявлений (только зафиксированных в управлении): в 2001 г. — 430, в 2002 г. — 565.

P.S. Региональная программа разработана управлением по делам защиты прав потребителей в г. Севастополе и предложена депутатам для принятия в качестве дополнения к решению горсовета. Содержит анализ исполнения законодательства о защите прав потребителей в нашем регионе и приоритетные направления для эффективной работы, а также механизм и конкретные предложения по реализации Региональной программы.

Еще в IV столетии до н.э. в Херсонесе существовали наблюдатели на рынке, которые защищали права потребителей. В Англии в 1200 г. король начал наказывать за нечестную практику в торговле. В России основоположником в вопросах защиты прав потребителей считается Петр I. Из его Указа «О качестве» от 11 января 1723 года: «Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску государства продать негодные пищали и фузеи. Старшину альдермала Фрола Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья…»

В 1936 году появилась национальная ассоциация потребителей в США, в 1951 — во Франции и ФРГ, затем — в Великобритании, Канаде. 15 марта 1962 г. было опубликовано специальное постановление президента США Джона Кеннеди, которое впервые официально обрисовывало права человека как потребителя. Журналисты назвали этот документ «Билль о правах потребителей». Их четыре: право на безопасность товаров и услуг, право на информацию о них, право выбора и право быть выслушанными в суде, если первыми тремя пренебрегают. День провозглашения «Билля» стал Всемирным днем защиты прав потребителей.

В 1973 году 25 сессия Консультационной ассамблеи Евросоюза утвердила «Хартию защиты потребителей», а в 1985 году Генассамблея ООН — «Руководящие принципы для защиты интересов и прав потребителей». Все три документа легли в основу административно-правового механизма защиты потребителей всего мира. При ООН была создана международная организация независимых потребителей почти из 200 стран мира, членом которой с 1997 г. является и Украина. Кроме того, наша страна с 1994 года — член Еврокомиссии потребительской политики и защиты здоровья потребителей.

28 июня 1996 года была принята Конституция Украины, статья 42-я которой четко определяет: «Государство защищает потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, способствует деятельности общественных организаций потребителей».

Необходимость в особой правовой защите человека — покупателя товаров и услуг — существует потому, что в условиях рынка и свободной конкуренции потребитель всегда выступает как жертва, его положение и здоровье порой из-за навязывания некачественной продукции ухудшается. Самостоятельно сейчас он не может даже правильно выбрать из большого количества предложенных товаров, работ, услуг. Для производителей товаров и исполнителей услуг потребитель всегда является объектом, на который направлена вся их деятельность.

Ставя перед собой защиту прав потребителей, государство четко определяет, что без наличия баланса между интересами производителя и потребителя, без доверия второго первому конкуренция в свободном режиме работать не может. Защита прав потребителей — это составная часть защиты прав человека. В демократически развитых странах именно потребитель является руководящей функцией на рынке. Приобретя товар или услугу, он инвестирует товаропроизводителя. Поэтому государство, влияя на состояние потребителя, через него обеспечивает свои национальные интересы, строит экономическую стратегию.

Другие статьи этого номера