Дружить и бюджетом дорожить

На заседание за «круглым столом» для обсуждения Программы деятельности Кабинета министров Украины «Открытость, действенность, результативность» приглашение в государственную налоговую администрацию Севастополя получили вице-президент Союза промышленников, предпринимателей и аграриев Севастополя В.Г.ГЛАЗЫРИН, председатель общественной коллегии предпринимателей Т.Г.ПОТАПОВА, председатель севастопольского территориального отделения Всеукраинской ассоциации налогоплательщиков В.П.ЗУБАРЕВ, начальник управления экономики госадминистрации Л.Н.ПАНОВА. Налоговую службу представляли председатель ГНА В.В.САРАТОВ, его заместители Т.Х.КАРПОВА и И.Е.КАЗАКОВА. В.В.Саратов:

— Импонирует, что правительство поставило задачу ускорения эффективности экономики в реальных цифрах, чего раньше не практиковалось. Запланирован рост валового внутреннего продукта на 2003 год 5 — 6 процентов, на 2004-й — 8 процентов. Последний показатель соответствует уровню жизни европейских стандартов. Наиболее важным прописано преодоление кризиса платежей и легализация экономической деятельности. В Севастополе, по нашим наблюдениям, ситуация на подъеме. В 2000 году собрали в местный бюджет 104 миллиона гривен, или 118 процентов к предыдущему году, в 2001 году дали рост уже в 126 процентов, в 2002-м — наполнили казну города 175 миллионами с динамикой еще вверх на 34 процента. Темпы говорят сами за себя. Поэтому можно утверждать, что в последние три года правительству удается предметно контролировать экономические процессы. А ведь сверхпрогнозные деньги — это дополнительное финансирование городских нужд. Например, в 2002 году городская казна была подкреплена 28 миллионами сверхплановых гривен, поэтому сфера образования Севастополя получила вливание в 4,7 миллиона, охрана здоровья — 1,7 миллиона гривен, не забыты были и культура, и жилищно-коммунальное хозяйство, и транспорт. Поскольку местный бюджет на 80 процентов наполняется за счет подоходного налога, получается, что сами налогоплательщики — предприятия, фирмы, предприниматели — все основательнее поддерживают Севастополь. И государство инициирует такой подход через ослабление налогового бремени. Объективно, что севастопольцы имеют возможность платить все большие налоги от своей законной деятельности. Убедителен рост поступлений от единого налога. Если в 2000 году собрали его 3 миллиона гривен, то в прошлом году уже 11 миллионов, почти в четыре раза больше. То есть малый и средний бизнес явно прогрессируют. Устойчивость Севастополю придают порядка 200 предприятий, каждое с годовым оборотом в 3 миллиона гривен. Этим мы выгодно отличаемся от других регионов, той же Кировоградской области, где неуспех одного крупного предприятия может «завалить» местный бюджет.

Л.Н.Панова:

— Причина такого позитива чисто севастопольского свойства. Когда в июне едем в Киев «выговаривать» бюджет в Министерстве экономики, на протяжении двух — трех последних лет не боимся открыто говорить о севастопольской парадигме. Рост объемов производства в секторе реальной экономики города в прошлом году составлял 6 процентов, а налоговая база выросла на 21 процент. И это при том, что идет мощная диверсификация традиционно государственного производства в сторону среднего и малого частного бизнеса. Если вспомнить, что по итогам 9 месяцев в консолидированном бюджете Севастополя 43 процента были обеспечены благодаря малому и среднему бизнесу, это воспринималось, как шок. К концу года картина, правда, несколько сгладилась: прошли мощные выплаты формированиями ЧФ, сельхозпредприятиями, выбросившими на рынок партии виноматериалов и винопродукции. Но столь мощное наполнение местной казны мелким и средним бизнесом стало явлением в нашей бюджетной практике. Севастополь настолько удивил этим Украину, что вызвал проверку достоверности отчетности, однако ревизоры Счетной палаты убедились, что все посчитано правильно. Поэтому сегодняшняя Программа Кабинета министров подготовлена в регионе вчерашним и позавчерашним ходом событий. Исключительно важно, что такой рамочный документ направлен для публичного обсуждения, потому что региональная специфика, конечно же, существенна. Кроме того, первая программа устойчивого развития, единственная такого рода в Украине, принята Кабинетом министров только для Севастополя на 2001 — 2005 годы.

Т.Г.Потапова:

— Привлекают в Программе конкретика и акцент на помощь малому и среднему бизнесу, что демонстрирует явный уход от олигархических позиций. Общество нуждается в поддержке согласованных с исполнительной властью решений, нам необходим такой консенсус. С особым интересом воспринимаются пункты Программы о реформировании налоговой политики по оптимизации предпринимательской деятельности. Определены приоритеты — не только бюджетные параметры, о которых мы, безусловно, должны думать, но и показатели экономических интересов общества и севастопольцев. И на практике мы наблюдаем, что уменьшение фискальной направленности сопровождается созданием нормальных условий для бизнеса, расширением налоговой базы. Реформирование налоговой политики должно сопровождаться реформированием оплаты труда, поскольку это касается пенсионного обеспечения. Но принятие закона об обязательном государственном пенсионном страховании приведет, на мой взгляд, к уничтожению упрощенной системы налогообложения и ликвидации рабочих мест. Предлагаемое пенсионное страхование в 32 процента на задекларированный доход предпринимательской деятельности вызывает массовые обращения в Администрацию Президента и в Верховную Раду для урегулирования этой проблемы.

Т.Х.Карпова:

— Обращает на себя внимание подход в Программе к устранению неоправданных налоговых льгот. Например, за прошлый год в Севастополе было предоставлено налоговых льгот на 286 миллионов гривен при наполнении бюджета 315 миллионами. По рыбной отрасли на 51 миллион гривен налоговых льгот годовое поступление составило 3 миллиона 700 тысяч гривен. Примерно такая же картина и по сельскому хозяйству. Предоставление льгот утратило признак эффективности. Поэтому однозначно позитивно, что в Программе снижение ставок налогообложения предполагается компенсировать устранением необоснованных льгот. С 2001 года налоговая политика — это переход с фискально-принудительного метода работы к партнерству, равноправию отношений и взаимному доверию. Это можно подтвердить: за прошлый год бесплатная справочно-информационная служба «007» ответила на 7 тысяч вопросов, проведено 67 семинаров. О том, что они не перестают вызывать интерес, свидетельствует, например, явка 500 человек на последний из них по теме налога на прибыль. Многие имеют возможность воспользоваться, как мы говорим, налоговыми каникулами, оформив налоговую рассрочку. За минувший год их было предоставлено на 6,5 миллиона гривен 50 плательщикам. В полную силу действует совершенно не репрессивный институт налоговых управляющих, которые содействуют в разрешении таких ситуаций.

В.В.Саратов:

— Позволю себе реплику, что и депутатский корпус горсовета проводит весьма взвешенную политику, не форсируя повышение ставок, например, рыночного сбора, вопреки обширной дискуссии. То есть для налоговой службы совершенно равновелики задачи наполнения как государственного, так и городского бюджета. В этом плане мы не просто собираем деньги в казну, но одновременно защищаем честных налогоплательщиков. Ведь те, кто исправно платит налоги, невольно попадают в тиски более жестких условий и конкуренции. Наглядно это можно увидеть на примере анализа бюджетной отдачи заведений набережной Корнилова, где большой разброс в отчислениях. Поэтому кто-то закономерно ставит вопрос: почему сосед работает в незаконно созданных самому себе щадящих условиях? Такие мнения с мест мы слышим и будем подтягивать «отстающих».

И.Е.Казакова:

— Программа Кабмина предусмотрела сужение сферы административного вмешательства в деятельность предпринимательства, хотя для нас это не ново, потому что последние годы мы ведем документальные проверки строго в привязке к национальному плану проверок. Много или мало мы проверяем, можно судить по тому, что ежегодно в такую программу включается всего 9 процентов зарегистрированных предприятий. Характерно, что отраслевым проверкам предшествует анализ состояния всей отрасли, чтобы можно было сравнить налоговую нагрузку предприятий. Внеплановым проверкам также предшествует углубленный анализ. Сегодня, в преддверии пика курортного бизнеса, мы не строим планов тотальных проверок, но элементарные расчеты подскажут, где нужнее экстренные и оперативные проверки, поэтому призываем всех к налоговой добросовестности.

В.В.Саратов:

— Совершенно нет стремления залезть в карман к предпринимателям. Параметры единого налога, количество посадочных мест, акты предыдущих проверок прозрачно раскрывают нам уровень добросовестности или недобросовестности в расчетах с бюджетом. Летом постараемся «довоспитать» «уклонистов». И нам важно, чтобы севастопольцы знали и понимали, что наш подход к увеселительным заведениям справедлив. Разве не в интересах всех, например, вытеснить из рыночной ниши «балующихся» подакцизными товарами и «левой» водкой, потому что они вредят не только бюджету, но и затрагивают интересы населения, того же бизнеса.

В.Г.Глазырин:

— Украинский Союз промышленников и предпринимателей отстаивает позицию скорейшего уменьшения налоговой нагрузки: введения ставки налога на прибыль не более 20 процентов, НДС — не более 15 процентов, подоходного налога — на уровне ставки в 13 процентов и социального налога — не более 25 процентов. Остро волнует проблема пенсионного обеспечения работающих на едином налоге. Ведь получается, что, если такой предприниматель платит менее 61 гривны в Пенсионный фонд, он лишается пенсионного обеспечения. Необходимо как можно быстрее выйти на систему накопительных фондов, иначе мы может нивелировать преимущества упрощенной системы налогообложения.

Другие статьи этого номера