Вы нас уважаете?

— вот в чем, на наш взгляд, был основной интерес налоговиков. И главный результат первого в Севастополе социологического опроса, в ходе которого они выяснили, что их популярность оценивают в народе на «хорошо» — 37,5% ответивших на вопросы и на «удовлетворительно» — 43,4%. Такое исследование отношения населения и предпринимателей к себе и качеству своей работы государственная налоговая администрация в г. Севастополе провела по заданию ГНАУ и поручению Президента Украины. Результаты любезно представлены и «Славе Севастополя». Вот некоторые выводы.

Всего сотрудниками районных налоговых инспекций и городской госналоговой администрации опрошено 1070 граждан, что составляет 12,5% от числа субъектов хозяйствования, состоящих на учете в налоговых органах севастопольского региона. Интервью давали рабочие, пенсионеры и студенты (по 5 и чуть более процентов от числа всех опрошенных), военнослужащие (3,9%) и безработные (1,8%). Но, естественно, основными объектами «социнтереса» налоговиков были предприниматели и служащие (по 39 с небольшим процентов).

Активнее всего в исследовании имиджа налоговой службы и «взвешивании» налогового «бремени» участвовали самые заинтересованные в справедливом партнерстве с государством — 35 — 50-летние граждане (39,3%). А также те, кому небезразлично, по каким законам они будут отчислять часть своих доходов в будущем, — 25 — 35-летние. Причем среди всех, кому налоговики задавали вопросы, подавляющее большинство составляли люди с высшим (63,5%) и средним специальным образованием (28,1%). То есть люди, привыкшие анализировать, делать выводы и имеющие свою жизненную позицию. Результаты опроса систематизированы, подсчитаны все ответы. Бросившихся сразу после школы в бурные воды рыночных отношений было 8,4%. Вовсе неграмотных не было совсем или они просто не попали в число «интервьюируемых».

Все ответы были тщательно зафиксированы в опросных листах. И вот какая из них вырисовалась картина, на переднем плане которой — мнение налогоплательщиков, какие факторы негативно влияют на авторитет налоговых органов. Конечно, формулировки ответов были все очень разные (в зависимости от темперамента и «ораторского» таланта). Поэтому близкие по смыслу объединили. Итак, согласно отчету о проделанной работе, более всего авторитету налоговиков вредит… само несовершенное, запутанное налоговое законодательство (написанное не для обычных людей, нестабильное, постоянно меняющееся и т.п. синонимы). Так считают более четверти опрошенных (27,3%).

Примерно одинаковое количество участников опроса причинами того, что налоговые службы не стали пока всеобщими любимцами, видят: недостаточную социальную защищенность населения, очереди, неизвестность в деле распределения собранных средств, высокий уровень налогов и вообще нежелание расставаться с деньгами (примерно на каждую из причин — по 5 — 7%). Фискальные функции (штрафы, проверки) отпугивают 1%. А «общую нищету» и низкий уровень жизни народа винят 0,5% граждан. С другой стороны, абсолютно такое же количество давших примерно следующий нестандартный ответ: «В недостатке авторитета ГНА виноваты недостаточное ее взаимодействие с общественностью, низкая налоговая грамотность населения и слабая налоговая реклама». Так что больше заказывайте рекламы, господа налоговики! Только СМИ обеспечат вам тесный контакт с массами!

Затруднился ответить на вопрос о факторах, отрицательно влияющих на «налоговый авторитет», почти каждый третий (32,6%). Зато каждый второй (49,2%) оценил сегодняшнюю работу налоговиков как хорошую, а высший балл поставили 8,3%. Еще 38% ответивших эффективность деятельности «сборщиков податей» удовлетворяет. Недовольных зафиксировали всего 4,5%. Можно сделать вывод: с налоговой службой не только сжились (как с неизбежностью), смирились, но и считают ее нужной и достойной партнерских отношений.

О необходимости активнее двигать налоговую культуру «вообще» в народ говорили 1,3% его представителей из числа опрошенных лиц. Правда, среди самих респондентов «культурных» было много: процентные ставки, по которым они сами платят налоги, смогли назвать 68,4%, «иногда ими интересуются» еще 14,4. Не помнят, не знают и не хотят в них разбираться соответственно: 7,4, 5 и 4,8%.

Что интересно, коррупцию (злоупотребление служебным положением) назвали «тормозом» в развитии нормальных отношений с налоговиками всего 3% опрошенных, а плохую материально-техническую базу (низкий уровень оснащения компьютерной техникой ГНА) — 5,8%.

Отмечали люди (1,4%) и присутствующую до сих пор некомпетентность отдельных работников налоговой службы (не соответствуют уровню, неправомерно применяют законодательство). «Чисто человеческий фактор» — отсутствие взаимопонимания, предвзятость, равнодушие и невнимательность со стороны работников налоговых органов — мешает «дружбе» с ними еще такому же числу опрошенных лиц. С другой стороны, зафиксирован такой факт: со случаями грубости, невнимания и равнодушия в налоговых органах не сталкивались 51,4% «клиентов» ГНА и райинспекций. А 28,4% — сталкивались, но лишь иногда. Тех, кто с налоговыми службами вообще не контактировал, и тех, кого там постоянно, по их словам, «обижают», примерно поровну — на уровне 5 — 8%.

Чрезмерную дифференциацию налогоплательщиков (наверное, из-за того, что нелегко до этого додуматься и трудно выговорить) считают главным «грехом» 0,2%. А вот в вопросе о высоте «планки» налогов мнения разделились довольно значительно: нормальным или немного завышенным этот уровень считают 36,8%, а 49,6% — очень высоким. Если учесть 6,4% затруднившихся ответить и 7,2% тех, кто заявил: «Пусть берут много, но используют прозрачно и разумно», то получится примерно «фифти-фифти» (т.е. 50х50).

И в заключение — немного о романтике: с тем, что у налоговиков опасная работа, согласна почти половина респондентов (45,6%), немногим более четверти им противоречат, а 25,3% промолчали… Остается гадать: многозначительно или нет? Скорее всего, это выяснится во время следующего опроса населения — через три месяца. Свои социологические исследования налоговики намерены сделать регулярными.

Другие статьи этого номера