Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 16o

…Наш взгляд на будущее украинского судостроения не обременен оптимизмом

Здравствуйте, уважаемые журналисты «Славы Севастополя»! Извините за ошибки и почерк, но уж очень захотелось высказаться по некоторым темам, затронутым вашей газетой. Мне сорок лет. «Славу» наша семья выписывала, сколько себя помню, выписываем только ее...

Здравствуйте, уважаемые журналисты «Славы Севастополя»! Извините за ошибки и почерк, но уж очень захотелось высказаться по некоторым темам, затронутым вашей газетой.

Мне сорок лет. «Славу» наша семья выписывала, сколько себя помню, выписываем только ее сейчас и будем выписывать и в будущем, так как это единственная настоящая городская газета.

По профессии я судостроитель, в частности судоремонтник. И, естественно, за живое цепляет все то, что связано с судостроением и судоремонтом конкретно, те поверхностные публикации, мелькающие в городской прессе в последние два года. Они, право слово, терзают душу.

Конечно, вину за развал судостроительной отрасли, некогда одной из самых сильных не только в Украине, но и в СССР, нужно в первую очередь возложить на государство. Только сверху спущенная умная программа могла бы вытянуть эту отрасль из бездны. Мы питали надежду на бывшего премьера Анатолия Кинаха, в прошлом судостроителя на одном из Николаевских заводов, но ничего толкового от него не дождались. Судостроение в Украине в какой-то мере еще «тлеет» в Николаеве и в Керчи, на заводе «Залив». В остальных же городах его почти нет.

На наших глазах рушится и нищает база отрасли, а что хуже всего, не воспитываются кадры, им просто негде вырастать. После ПТУ максимум, что их ждет, — это мелкий судоремонт, невысокая зарплата, и потому молодые люди бросают эту специальность и осваивают другие. А ведь чтобы вырастить хорошего сборщика корпусов металлических судов, нужно 5 — 10 лет работы в судостроении. А судостроения-то НЕТ.

А ведь как показала жизнь, нам, судостроителям не нужны были миллиардные вклады в отрасль, нам не нужно было осваивать супертехнологии Запада. Вы посмотрите, кто остался работать на наших заводах (судостроительных)! Это пожилые люди и те, кто по здоровью или иным причинам не смог уехать работать за границу. Между тем нас увозили целыми бригадами по 30 — 50 человек, оплачивали проезд, визы, проживание и питание, только чтобы мы работали на них. Ни одно государство не имеет с Украиной договора о привлечении рабочей силы. А мы все работали и работаем по законным рабочим визам или по виду на жительство.

За последние 10 лет в основном за счет рабочих-судостроителей с Украины выросла до одной из самых лучших в Европе судостроительная промышленность в Польше. Нас со стажем 10 — 20 лет брали на завод в Щецине по 1-му разряду, а уже через полгода мы по объемам производства обгоняли польские бригады в 2 раза. Конечно, те деньги, которые поляк зарабатывал за 8 часов, мы получали за 12, но то отношение к рабочим, условия работы, обеспечение, охрана труда — здесь, в Севастополе, покажутся только в фантазиях. А Щецинская верфь спускает на воду в год 18 — 24 корабля и не маленькие пожарные суденышки, а танкеры и контейнеровозы по 180 м в длину, 36 — в ширину, 18 — в высоту. И куда ни сунься, в цехах, на стапелях — везде рабочие из Николаева, Севастополя, Керчи. Поляки со смехом нам говорили: «Лучше вы поднимайте нашу экономику, чем дома лить слезы над своей».

Ну ладно Польша, она уже имела какой-то опыт в судостроении и судоремонте. А вот то, что эта отрасль стала на ноги в таких странах бывшего Союза, как Литва, Латвия, Эстония, это можно считать плевком в нашу сторону. На уровне Кабминов этих государств судостроительным заводам выдаются квоты на привлечение рабочих судостроительных специальностей именно с Украины, с законным трудоустройством, потому что литовцы, латыши, эстонцы не хотят работать по этим специальностям даже за 500 — 700 долларов США в месяц, а наши корабелы пашут за мизер, с тоской поглядывая на Родину. И заказов там — на годы вперед.

Нужны наши сборщики и сварщики также в Хорватии, Италии, Турции. Отметьте, что не программисты, а простые работяги с опытом, который оказался абсолютно под стать европейскому и мировому уровням.

Нюансы зарубежных технологий мы шутя освоили за считанные месяцы, и качество нашей работы очень устраивало и немцев, и норвежцев, и итальянцев (я имею в виду их регистры, ОТК).

А по приезде домой — на отдых или в целях переоформления документов — мы, бывает, подрабатываем на местных судостроительных предприятиях, поэтому и знаем, что делается на заводах в Николаеве, Керчи, Севастополе.

Так вот, в Крыму только керченский «Залив» в силах пока выпускать конкурентоспособные для Запада суда и то их обработка составляет 75 — 80% того, что требуют европейские ГОСТы.

Ну а насчет возможностей Севастополя можно только пустить слезу. Все надежды только на местные заказы, а их, увы, очень мало, а то качество, с каким их выполняют оставшиеся специалисты, далеко от мировых стандартов. Поэтому Морзавод может уповать только на судоремонт, но и тут есть проблемы. Чтобы капиталист пригнал сюда свой корабль на ремонт, ему этот ремонт должен обойтись дешевле, чем в Греции, Болгарии, Румынии, Новороссийске. Поэтому сюда идут суда в основном для доковых работ по очистке и покраске корпуса, с относительно небольшой заменой металлоконструкций.

А сколько дряни потом собирается в доке по окончании чистки — нужно только это видеть своими глазами. Это горы песка (корунда) с краской, в которую входит, почитай, полтаблицы Менделеева по тяжелым металлам. Все это нужно куда-то вывезти, спрятать, закопать, а то и просто смыть в бухту. Вряд ли от этого наша земля становится богаче, она превращается в мусорник. В Европе эти работы стоят дорого, вот они и идут к нам. И трудно сказать, что здесь преобладает — прибыль или убытки.

А успехи полпредов судостроительной отрасли в нашем городе, о которых иногда пишут газеты, весьма призрачны. Вместо того, чтобы организовывать работы по прямому назначению завода, у нас берутся организовывать перевалку грузов на своей территории и считают это приоритетным направлением.

Кстати, о приватизации Морзавода. Аналогичное предприятие по судоремонту в г.Клайпеде, куда меньшее по площади, имеющее всего три старых плавучих дока, «Западный судоремонтный завод» был выставлен на торги правительством Литвы и продан за 20 000 000 долларов США.

Хотя и это предприятие постигла злая судьба. До продажи оно было рентабельным, а после продажи новые хозяева — консорциум из финнов, норвежцев и шведов, дабы быстрее вернуть затраченные средства, освободили все цеха от станков (продали их и вывезли на металлолом) и занялись перевалкой грузов.

В то же время другой завод — «Балтика» в Клайпеде, проданный известной бельгийской судостроительной компании, процветает и имеет заказов на пять лет вперед.

То есть все зависит от хозяина, это должна быть известная судостроительная компания, а не временный деловой народ, желающий быстро сорвать куш.

Впрочем, как говорится, не все потеряно. Единственное предприятие в Севастополе, которое в прошлом году имело и вело хорошие судостроительные работы по переоборудованию судов, это маленький судоремонтный завод в микрорайоне Камышовой бухты. Они и сейчас заканчивают хороший заказ. Нужно отдать должное руководству этого предприятия.

Так что трудно сейчас сказать, есть ли будущее у судостроения в Севастополе или его нет. Люди сюда вернутся только тогда, когда им будет обещана постоянная загрузка работой и зарплата в пределах 500 долларов США с вычетом налогов. А при нынешней ситуации в области судостроения это вряд ли возможно.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ