Предложенная Президентом конституционная реформа многих заставила задуматься. Ведь изменения планируются нешуточные. Двухпалатный парламент, уменьшение количества депутатов, формирование правительства большинством Верховной Рады, право Президента разгонять парламент в случае его недееспособности и т.п. На голову читателя обрушился целый поток политических и экспертных мнений, в котором он рискует просто утонуть. Тем паче что эти мнения зачастую являются полярно противоположными.Ожесточенные дискуссии вызвал пункт президентской реформы, касающийся избрания в Украине двухпалатного парламента. Его остро критикуют и коммунист Симоненко, и национал-либерал Ющенко, и народный демократ Зарубинский (а ведь Народно-демократическая партия вполне лояльна по отношению к Л.Кучме). Другие политики и эксперты идею бикамерализма (она же — двухпалатность) столь же яро защищают. Поэтому с этим положением законопроекта, выдвинутого главой государства на всенародное обсуждение, придётся разобраться отдельно.
Позволю себе лирическое отступление. Знаете, работая с нашими отечественными парламентариями, часто удивляешься. Ведь умные, даже очень умные люди. Успешные политики, юристы, бизнесмены, экономисты, люди науки и искусства. В них заложен огромный потенциал. Но в результате их деятельности часто получается пшик. Вместо конструктивного обсуждения и принятия жизненно важных законов — прыганье по залу, перебранки и потасовки.
Почему? А потому, что законы азартной парламентской игры таковы: большинство должно биться с меньшинством, центристы — с национал-демократами, коммунисты — с ними со всеми. И вся страна, прильнув к экранам телевизоров, выискивает знакомые лица в депутатской толпе вокруг президиума. Кто кого ловчее пихнул локтем. Пиар.
Нормальные депутаты, естественно, во всем этом не участвуют. Но и работать нормально не могут.
И остается непринятым Налоговый кодекс, который мог бы снять удавку с шеи украинского предпринимателя. Зависают важнейшие законопроекты, касающиеся сельского хозяйства, регионального развития, проблем национальной безопасности и т.д., и т.п. Зато принимаются заведомо невыполнимые популистские законы, на которые нет денег в бюджете. А депутат имярек записывает себе политические очки. Прославился, мол, защитой интересов народа. Только народу от этого — не лучше. Скорее, наоборот. И интересы регионов, которые по-прежнему ждут из Киева «указивок» и подачек из центрального бюджета, защищать некому. Не до того. Тут такое «веселье»!
Нет уж! Депутатского ума должно быть две палаты. И система, предлагаемая Президентом, выглядит достаточно стройно и последовательно. В нижней палате — избранные от партий депутаты. Чтобы отбить у них охоту продолжать веселые физические и голосовые упражнения в парламенте, вводится положение о роспуске ВР, если парламент не может создать большинства. А большинство формирует правительство и несет полную ответственность за его работу. Тут не побалуешься особо в сессионном зале. Груз ответственности придавит.
А чтобы не было соблазна заниматься популизмом или выстраивать законопроекты исключительно в пользу партий и кланов, которые эти партии представляют, получите, господа партийные, регионального «надсмотрщика»! В виде верхней палаты. Представители регионов — люди очень серьезные (других не будет, ведь всего-то по два-три депутата от региона будут избираться) — не дадут «партийцам» зарываться и шалить. Популизм и «клановщина» не пройдут.
Кстати, оппозиционеры, выступающие против идеи двухпалатного парламента, с этой аргументацией не спорят. Трудно спорить. Они только повторяют, как заклинание: «Двухпалатный парламент бывает только в федеративных государствах, а у нас — унитарное. Двухпалатный парламент — это федерализация и распад страны!»
Может, правду говорят? Нет, передергивают. Из 15 стран Европейского Союза в 9 существуют двухпалатные парламенты. При этом Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Италия и Франция являются унитарными, едиными территориальными государствами. Двухпалатные парламенты нормально функционируют также во вполне унитарных Польше, Чехии и Румынии. Все эти страны отнюдь не собираются распадаться на удельные региональные княжества. Напротив, государства эти — крепкие и процветающие.
Просто в вышеперечисленных странах, как и в Украине, регионы очень разные. В экономическом, социальном, политическом, культурном, иногда даже языковом смысле. Поэтому и интересы у них разные. Посудите сами, насколько различны в Украине Львовская и Донецкая области. И насколько разнятся их экономические, социальные и культурные интересы.
Все сказанное неоспоримо доказывает: двухпалатный парламент очень нужен Украине. Нашу систему власти пора реформировать. И тогда две палаты депутатского ума вовсю заработают на пользу каждому из нас и Украине в целом.