Нужен региональный «фильтр» законов

Одиннадцать лет простоял парламент независимой Украины с одной-единственной палатой. А теперь Президент предлагает надстроить вторую. Зачем сии «архитектурные изменения»? Не станут ли они «архитектурными излишествами»? Этот вопрос не до конца ясен широкой общественности Украины. Даже многие юристы и политологи спорят, нужно ли вводить в Верховной Раде двухпалатность, которую по-ученому называют «бикамерализм».На сегодняшний день украинский парламент имеет одну палату. Однако депутаты в неё избираются двумя путями. Половина парламента избирается по партийным спискам. В результате в парламент попадают представители различных политических партий. Вторая половина избирается по так называемым мажоритарным округам. И ни для кого не секрет, что депутатами-мажоритарщиками становятся достаточно состоятельные люди. Причём нередко они приезжают из столицы.

Неудивительно, что экономические, социальные и культурные проблемы и нужды данного региона их, как правило, не очень интересуют. Или интересуют на период избирательной кампании. Чтобы знать, какие широковещательные обещания давать избирателям. И какие красивые жесты (ремонт двух-трех дорог, газификация одной-двух деревень, пробитие нескольких скважин с питьевой водой и т.п.) нужно сделать, чтобы их «распиарили» по округу.

Поэтому, попав в парламент, мажоритарщики, как правило, забывают об избирателях, которые оказали им доверие на выборах. Они не то чтобы люди плохие. Просто они практичны. Интересы у них — совсем не в округе. Потому и появляются в округах только по большим праздникам.

К тому же, попадая в Верховную Раду, депутаты-мажоритарщики входят в состав одной из фракций. А фракции, как известно, создаются на базе политических партий. В результате тонкая грань между депутатами, избранными по партийным спискам, и депутатами, прошедшими по избирательному округу, очень быстро стирается.

Что же мы имеем в итоге? Верховная Рада в угоду той или иной политической силе регулярно принимает популистские законы, для выполнения которых в бюджете попросту нет денег. Зато появляется повод громко прокричать с парламентской трибуны на всю страну, как депутат имярек и его партия пламенно болеют за народные интересы. Президент вынужден на подобные бесполезные, а то и вредные законы накладывать вето. А его в ответ оппозиционные партии и депутаты пытаются выставить «политическим жандармом». Начинаются политические игры, которые ничего хорошего народу не приносят.

Кроме того, недавний бюджетный скандал в парламенте ярко показал еще одно печальное обстоятельство. Оказывается, десятки миллионов бюджетных, то есть общенародных гривен, могут легким движением руки председателя бюджетного комитета перекочевать из одной области Украины в другую. Оставим для компетентных органов вопрос, умышленным ли было это деяние. Для нас важно другое обстоятельство: в парламенте не нашлось представителей регионов, которые защитили бы интересы своей области и предотвратили незаконное перераспределение народных средств.

Понятно, что верхняя региональная палата не пропустила бы таких бюджетных «фокусов». Самым внимательным образом изучили бы регионалы каждую цифрочку.

Безусловно, политическое представительство общества в парламенте необходимо. Но нельзя забывать о том, что регионы фактически остаются в стороне от управления государством. Голоса регионов некому донести до центра. Вот и выходит, что центр живёт своей жизнью, а регионы варятся в котле собственных проблем.

Каков же путь решения этой проблемы и стоит ли придумывать велосипед? Давайте обратимся к мировому опыту.

За последнюю треть ХХ в. количество вторых палат в общенациональных законодательных собраниях выросло с 45 до 67. Среди стран с двухпалатным парламентом — Чешская республика, Франция, Италия, Российская Федерация, Польша, Румыния, Швейцария, Германия. Двухпалатные парламенты действуют во всех крупнейших государствах мира. К числу таких стран можно отнести и Украину с ее почти 50-миллионным населением.

По этой модели построены законодательные собрания государств — лидеров мировой экономики.

В проекте политической реформы, предложенной Президентом, предлагается формировать парламент, который будет состоять из двух палат: верхней и нижней. В нижнюю палату, Государственное собрание, будут избираться депутаты — представители политических партий и блоков. Левые, правые и центристы будут представлены пропорционально количеству голосов избирателей, которые наберут списки их кандидатов. Поэтому такая система называется «пропорциональной».

Верхняя палата, Палата регионов, формируется по территориальному принципу, то есть из представителей регионов (областей, Республики Крым, городов Киева и Севастополя). Это необходимо потому, что при принятии законов должны учитываться интересы всех регионов. А интересы эти очень разные. Например, у промышленного русскоязычного Донбасса и «аграрно-туристической» украиноязычной Галичины. Зачастую при принятии законов эти факторы не учитываются. И получается по известному принципу «гладко было на бумаге…»

По сути, представители от регионов являются «практиками», которые знают, как работают законы в местных условиях. А в верхнюю палату будут избираться наиболее авторитетные представители от регионов. Всего по три человека от каждого региона. В результате все законы, предлагаемые нижней палатой (в которую входят представители от партий), будут отдаваться на утверждение верхней палате (в которую входят представители от регионов). И этот законодательный «фильтр» отсеет всё, что не соответствует интересам регионов.

То есть вторая, региональная, палата даст каждому региону «крышу». Только не в бандитском смысле это слова. А в смысле законодательном.

В конце концов, каждый в области будет знать своих трех представителей. Будет знать, к кому обратиться, чтобы решить свои проблемы или проблемы своей общины.

Широкое обсуждение предложенной Президентом реформы уже идёт. Собираются и анализируются предложения с мест. Они помогут так выписать изменения в Конституцию, чтобы интересы каждого региона, каждого гражданина Украины были защищены наилучшим, самым надежным образом.

Другие статьи этого номера