Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 17o

Общие проблемы решать совместными усилиями

Реструктуризация СГП «Атлантика», начатая в 1999 году и сразу давшая первые ощутимые результаты, сегодня вошла в более спокойное, деловое русло. И все-таки факт раздела крупнейшего рыбодобывающего предприятия не только Севастополя, но и всей Украины...

Реструктуризация СГП «Атлантика», начатая в 1999 году и сразу давшая первые ощутимые результаты, сегодня вошла в более спокойное, деловое русло. И все-таки факт раздела крупнейшего рыбодобывающего предприятия не только Севастополя, но и всей Украины продолжает волновать людей. Насколько нужна была реструктуризация вообще? Не могла ли «Атлантика» быть выведена из кризиса другим путем, не столь радикальным? На эти вопросы отвечает первый заместитель председателя Госдепартамента рыбного хозяйства Украины Владимир Иванович БОНДАРЕНКО. — На прошлой неделе в Севастополе состоялась встреча народного депутата Украины И.Вернидубова с тружениками двух севастопольских рыбохозяйственных предприятий — управления океанического рыболовства и «Атлантики». Поводом для нее послужили обращения рыбаков в связи с невыплатой заработной платы и накопившейся задолженностью по зарплате. Много было высказано критических замечаний в адрес руководства отрасли. Опять звучали вопросы, связанные с реструктуризацией. Три с половиной года назад я уже объяснял, почему мы пошли на этот шаг. Повторять сказанное не имеет смысла. Поэтому, не вдаваясь в подробности, напомню лишь, что 17 судов «Атлантики» стояли к тому времени в Лас-Пальмасе без перспективы возвращения домой. Отремонтировать их и отправить в рейс не представлялось возможным: необходимых для этого как минимум 25 миллионов долларов у предприятия не было. Учитывая это, а также внешний долг «Атлантики» в 20 миллионов долларов, исход мог быть один — продажа судов в Испании с аукциона. Допустить такой ход развития событий означало поставить под удар всю рыбную отрасль Украины.

Два судна — плавучие консервные заводы «Николай Фильченков» и «Наталия Ковшова», — завершив промысел, продолжали оставаться в море без топлива и продовольствия. Газеты, выходящие на Канарах, из номера в номер печатали тогда фотографии траулеров, увешанных простынями, на которых крупными буквами было выведено: «Верните нас домой!» А как это было сделать, если «Атлантика»» была вся в долгах — по зарплате, по платежам в бюджет и т.д. Оборотных средств у предприятия не было.

В этой ситуации можно было уповать только на инвесторов или на кредит. Но кто согласится вложить деньги или дать взаймы под ту громоздкую структуру, которую представляла тогда собой «Атлантика»? Давали только под флот. Да и то «давали», честно говоря, сильно сказано. Только после долгих поисков, бесконечных переговоров и лишь благодаря высокому авторитету в деловых кругах президента ОАО «Югрефтрансфлот» В.Андреева, появилась реальная возможность получить кредит. Еще раз подчеркиваю — под флот. Тогда и было принято решение о реструктуризации предприятия. Были соблюдены все правила: получено согласие профсоюза, «за» при одном голосе «против» проголосовал совет предприятия.

И кредит был получен — 5 миллионов долларов пошли в «Атлантику»: возвратили домой экипажи, расплатились с рыбаками, поставили в ремонт несколько судов.

Это был первый этап реструктуризации. К сожалению, темпы ее оказались впоследствии не такими, как это виделось вначале. Мы ведь живем не в каком-то защищенном от всех ветров пространстве, а в постоянно меняющемся мире. В несколько раз за это время выросла цена на топливо, неоднократно менялась ситуация на мировом рыбном рынке. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов и внутренние факторы. «Югрефтрансфлот», выступивший сразу в роли пожарной команды, не мог оставаться в этом качестве и дальше — у предприятия свои проблемы. Нельзя не признать, что были у нас, к сожалению, просчеты и ошибки. Правильно говорили на встрече с депутатом, что директорами порой становились люди, далекие от флота, от проблем отрасли. И хотя полностью взять за это вину на себя департамент не может, но и ответственности с себя не снимает.

Давайте перейдем к событиям более близким. Раздел СУОРа — это очередной этап реструктуризации или вынужденная мера? Я бы сказал так: это очередной этап, а реализация его, начиная с 2001 года, была продиктована объективными обстоятельствами — предприятию нужны были дополнительные инвестиции. К заседанию коллегии госдепартамента, состоявшемуся в ноябре, СУОР подошел с кредиторской задолженностью в 120 млн грн, долг по зарплате составлял 4,6 млн грн. Выхода виделось два: первый — продать суда и рассчитаться со всеми долгами, второй — привлечь инвесторов и, запустив в эксплуатацию основные фонды, начать работать и получать, что, естественно, позволит рассчитаться с кредиторами и расплатиться с работниками.

Остановились на втором варианте. Для его осуществления и было принято решение о реструктуризации СУОРа. Из него было выделено два госпредприятия — «Укррыбфлот» и «Тралфлот», два судна переданы в ГП «Сервис». Позже была создана Севастопольская рыбодобывающая компания, тоже государственная.

Иной раз приходится слышать: флот растаскивают? Куда его, скажите, растаскивают и кто? Весь он как был, так и остается в государственной собственности. Что же касается раздела, то это мировая практика: бесперспективная компания должна быть реорганизована. Я и сейчас абсолютно убежден, что и это решение было верным. Новые компании получили не только суда, но взяли на себя соответствующую часть кредиторской задолженности.

ГП «Сервис», например, взял 41 миллион, и, учитывая, что оба судна его успешно работают в Новой Зеландии, нет сомнений, что за 5 лет, как обязались, долг этот будет погашен. Та же картина по «Тралфлоту». Четыре плавзавода, переданные им в аренду ОАО «Интеррыбфлот», работают, и погашение 27 миллионов гривен за 5 лет абсолютно реально. В СРДК завершено юридическое оформление документов. Одно судно уже работает, готовы еще четыре. Стабилизировалась ситуация в «Укррыбфлоте»: РТМ «Малахов курган» ведет промысел в Новой Зеландии, «Шепетовку» готовят к ремонту, уже есть договоренность с несколькими агентами.

Сейчас можно уже сказать, что задачу сохранения флота нам удалось решить. Более того, есть реальная перспектива, что в ближайшее время не менее 12 севастопольских судов будут работать, часть из них, я уже сказал, ведет промысел. Да и расчеты с людьми постепенно производятся. СУОР, получив деньги за проданный траулер «Северск», вывез из Лас-Пальмаса 26 человек, полностью с ними рассчитался. Переданы продукты на РТМС «Стратосфера». В целом задолженность по зарплате сократилась на этом предприятии за прошлый год на 957,6 тысячи гривен.

Да, крайне остро стоит вопрос с выплатой зарплаты и задолженности по ней. За эти годы долги накопились такие, что рассчитаться с ними далеко не просто. На совещании с директорами предприятий были представлены программы, где четко определены сроки выплаты задолженности. С 1 апреля всех обязали платить текущую зарплату. Соблюдение этих условий будет контролировать группа, в которую вошли представители всех коллективов и профсоюза. Департамент держит этот вопрос на особом контроле. Меры к руководителям, которые сорвут утвержденные сроки, будут приняты самые жесткие.

Сложно обстоят дела с «Атлантикой». Здесь долг за прошлый год вырос на 685,3 тысячи гривен. Госдепартамент издал приказ о реструктуризации предприятия путем раздела имущества между вновь образованными госпредприятиями, а также другими предприятиями с целью увеличения объемов производства, привлечения инвестиций с последующим погашением задолженности по заработной плате и платежам в бюджет. Но приказ этот не выполняется, поскольку в соответствии с решением хозяйственного суда Севастополя начата процедура банкротства предприятия, назначен арбитражный управляющий. Оба решения, по нашему мнению, незаконны. Департамент совместно с городской прокуратурой Севастополя занимается этим вопросом. Сейчас все наши документы находятся в Верховном суде Украины.

И все-таки мне хотелось бы сказать вот о чем. Рыбохозяйственный комплекс Севастополя — это не только СУОР и «Атлантика». Это еще и группа предприятий «Югрефтрансфлота», которые работали и продолжают стабильно работать. Один лишь штрих. Говорят, об обществе судят по отношению к старикам и детям. Так вот, дай Бог всем проявлять такую заботу о своих ветеранах, как в «Югрефтрансфлоте», — это ли не показатель не только эффективной производственной деятельности, но и здорового морально-психологического климата в коллективах.

Это также морской рыбный порт Севастополя, нашедший свою нишу по перевалке металла и других грузов среди 19 портов Украины. Хорошо идут дела в ОАО «Интеррыбфлот», «Югрыбтехцентре», «Си-Трэфике», на других предприятиях. Успешно ведут промысел в Азовском и Черном морях 117 новых рыболовных компаний.

Тем не менее, повторяю, проблем в отрасли, и в Севастополе в частности, предостаточно. К сожалению, не все идет так, как задумывается. Наверное, в этом и вина наша, и беда. И департамент, и руководители предприятий недостаточно взаимодействуют с народными депутатами в конкретных вопросах, решение которых возможно только с их помощью. Назову лишь несколько.

В отрасли разработана и принята программа новостроя. Но выполнение ее станет реальным только тогда, когда в стране будет нормальная финансово-кредитная политика, когда мы получим государственную поддержку в этом вопросе. Кому как не депутатам заниматься этим? Дальше. Подготовка кадров. На флот надо привлекать молодежь, причем пополнение должно быть постоянным, иначе прервется преемственность поколений. Но обучение возможно лишь при выделении средств из бюджета. Пока — увы…И уж совсем непонятно, почему океаническое рыболовство не подпадает под льготное налогообложение, хотя отрасль входит в систему агропрома…

Есть и другие вопросы. Сами, без поддержки и помощи депутатов, еще раз говорю, мы их не решим. Но, безусловно, инициатива должна идти с нашей стороны.

И в заключение хотелось бы сказать: я и сегодня глубоко убежден, что принятые решения правильны. Начавшиеся подвижки, о которых я говорил, — лишнее тому подтверждение.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ