Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Новые издания о коллекциях Художественного музея им. М.П.Крошицкого

Не сомневаюсь, что каждый, кто впервые знакомится с коллекцией Севастопольского Художественного музея им. М.П.Крошицкого, не может скрыть чувство восхищенного изумления: в городском музее (иначе говоря, в провинциальном музее) хранятся шедевры, которым позавидовали бы столицы...

Не сомневаюсь, что каждый, кто впервые знакомится с коллекцией Севастопольского Художественного музея им. М.П.Крошицкого, не может скрыть чувство восхищенного изумления: в городском музее (иначе говоря, в провинциальном музее) хранятся шедевры, которым позавидовали бы столицы многих государств. Как же попали эти сокровища в Севастополь? Как же удалось сберечь уникальные памятники художественной культуры? Ответы на эти вопросы можно найти в новом альбоме «Картины из собраний московских коллекционеров в Севастопольском Художественном музее». Само это издание — результат сотрудничества многих москвичей и севастопольцев: искусствоведов, историков, архивистов. Идея этого альбома возникла в 1997 году, когда в Севастопольском музее проходила международная конференция «Меценаты и коллекционеры. К истории музейных собраний». На эту конференцию собрались представители 26 городов Украины и России. Всех участников объединяло желание с благодарностью вспомнить имена людей, собирательская деятельность которых оказала большое влияние на культурную ситуацию в обществе.

— Сегодня стало общепризнанной истиной, что основой многих современных музеев являются частные коллекции, — рассказывает директор Севастопольского Художественного музея Н.А.Бендюкова. — Благодаря подвижнической деятельности коллекционеров сложился богатейший музейный фонд России и Украины. Не является исключением и наш музей, ядро которого составляют полотна из частных коллекций.

Так что же такое коллекционирование произведений искусства? Что такое меценатство и какую роль оно играет в духовной жизни общества? Кое-кому коллекционирование кажется неким чудачеством, малопонятной прихотью. Однако за этим страстным увлечением стоит исполнение важнейшей общественно значимой миссии — объединения человечества и его приобщения к вечному. Рушатся империи, исчезают государства, сменяют друг друга поколения и народы. В веках остается самое хрупкое — творения Духа. А потому «чудачество» Третьяковых и Голицыных оказывается при ближайшем рассмотрении высшей мудростью — «мудростью чудака».

Вот таким совершенно конкретным людям, собирателям и хранителям красоты, посвящается это великолепное издание Севастопольского Художественного музея и Московского городского объединения архивов. Книга издана на средства, выделенные правительством Москвы.

У каждого произведения искусства, как и у каждого человека, есть своя судьба. Пятьдесят два памятника мировой художественной культуры — от уникальных творений голландских и фламандских мастеров XVII в.: Адриана Ван де Венне, Яна Минзе Моленара, Питера де Пюттера, Давида Тенирса-младшего и других до прекрасных живописных работ русских художников второй половины XIX — начала XX в. И.И.Шишкина, И.И. Левитана, В.Е. и К.Е.Маковских, Н.А.Касаткина, И.И.Бродского, К.Ф.Юона, М.В.Нестерова, К.Ф.Богаевского и других — воспроизведены на страницах этой книги. Все эти полотна до революционных времен принадлежали известным московским коллекционерам — К.Т.Солдатенкову, В.А.Кокореву, П.М.Третьякову, И.А.Морозову, Н.П.Рябушинскому, М.О. и М.С.Цетлиным, князю Л.С.Голицыну. Купцы, промышленники, предприниматели, они, внося значительный вклад в экономическое развитие России, активно занимались благотворительностью, коллекционированием, общественной деятельностью и тем самым определяли развитие русского искусства.

В книге публикуются биографические очерки, которые дают возможность читателям узнать историю жизни каждого из этих коллекционеров, войти в мир их собирательских увлечений, оценить художественный вкус и меценатскую деятельность. Дорога этих уникальных произведений, прежде чем они попали в Севастополь, начиналась задолго до революции в московских особняках, затем по завещаниям владельцев они попадали в залы различных музеев, были национализированы. Несколько обособленно стоит в этом ряду фигура князя Л.С.Голицына, жизнь которого была связана и с Москвой, и с Крымом. Всемирно известный винодел владел обширными и разнообразными коллекциями, в его коллекции в имении Новый Свет хранились полотна «золотого века» живописи Голландии и Фландрии.

Севастополь оказался в числе первых городов, куда был отправлен ряд замечательных живописных полотен. Из Государственной Третьяковской галереи поступили уникальные произведения, которые раньше принадлежали П.М.Третьякову, И.А.Морозову, Н.П.Рябушинскому. Основная часть собрания русского искусства поступила из Москвы, из Государственного музейного фонда. Значительными были поступления из южнобережных дворцов.

Судьба картин, отобранных для Севастопольского музея, складывалась непросто, а порой и крайне драматично. Вопрос о создании музея в нашем городе обсуждался долго, начиная с III Крымской конференции музейных работников в 1924 г. Отмечалось, что в «таком крупном центре военно-морских сил и таком рабочем центре, как Севастополь, музей необходим», «музей будет обслуживать не только севастопольский пролетариат, но и пролетариат всей России», что «через Севастополь проезжают массы экскурсий и музей здесь нужен».

Наталья Александровна Бендюкова показывает мне уникальный документ. На предложениях А.И.Полканова (организатора музейного дела в Крыму) есть резолюция тогда заведующей музейным отделом Главнауки Н.И.Троцкой («Уникальная женщина! — комментирует Наталья Александровна. — Я питаю к ней колоссальную симпатию и огромную благодарность, ведь именно благодаря ей удалось выработать направленность севастопольской коллекции»). В частности, в Cевастопольском музее предполагалось экспонировать «материал выше среднего качества», уделять особое внимание «картинам, связанным по сюжету с Крымом, или художникам, связанным с Крымом своей личностью».

И еще один бесценный материал есть сегодня в нашем музее — это каталог выставки, на которой экспонировались выделяемые для Севастополя уникальные полотна. Благодаря этому каталогу известны авторы и названия 92 картин целевой московской передачи. Значительная часть из них уцелела. А вот уже и публикации нашей газеты — 6 ноября 1927 г. «Маяк Коммуны» сообщал: «Сегодня мы открываем холодильник, рабочий городок, картинную галерею… Сегодня это ценное приобретение Севастополя… станет достоянием широчайших масс».

Музей открылся, и фонды его постоянно пополнялись. К 1940 г. в коллекциях музея уже хранилось свыше 2500 предметов музейного значения, а в залах экспонировалось около 1500 произведений искусства. К этому же времени директором Севастопольской галереи был назначен Михаил Павлович Крошицкий. Этому человеку потомки всегда будут благодарны за спасение наиболее ценной части коллекции музея в суровые годы Великой Отечественной войны. О его подвиге наша газета не раз рассказывала своим читателям. В осажденном городе он организовал упаковку и доставку на пристань более 100 ящиков с экспонатами. В ночь на 12 декабря 1941 г. начался героический путь протяженностью 11 тысяч километров от Севастополя до сибирского города Томска через Черное и Каспийское моря, Кавказ, республики Средней Азии… Путь, длившийся почти 13 месяцев. Крошицкий мерз, голодал, болел, но делал все, чтобы сохранить коллекцию родного города.

Есть история музея. Есть коллекция. Есть свидетельства огромного интереса к Севастополю. И как результат наконец появилась возможность назвать людей, благодаря которым все это сохранилось и стало всенародным достоянием. Назвать поименно. Основополагающей вехой создания книги и стала та самая международная конференция «Меценаты и коллекционеры. К истории музейных собраний». В докладах ее участников раскрывалась подвижническая деятельность русских коллекционеров. Было много любопытной информации, назывались новые, неизвестные до того факты и подробности. Назывались имена коллекционеров, как широко известных, так и местных (например, коллекция Гавриловских). Сообщалось, как та или иная картина попала в музей.

— А вот один лишь пример, и связан он с исследовательской деятельностью Натальи Викторовны Григорьевой, недавно ушедшей из жизни, — рассказывает Н.А.Бендюкова. — Представляя каждое полотно, мы всегда указывали: «Из коллекции такого-то». По нашим инвентарным книгам выплывало имя Витнэра, о котором тогда еще практически никто не знал. Находясь в командировке в Эрмитаже, Наталья Викторовна познакомилась со специалистом по Германии. Потянулась ниточка. Так благодаря ей мы узнали и о Витнэре, и о его картинах.

Собственно говоря, идея книги принадлежала москвичам — архивным и музейным работникам. Инициатива была горячо поддержана. За дело взялись в первую очередь сотрудники Московского муниципального архива. Книга густо насыщена документами, историческими справочниками, биографическими статьями. И что очень ценно, удалось разыскать портреты коллекционеров, которые также приводятся в издании.

Здесь, по мнению Н.А.Бендюковой, основная заслуга принадлежит Александру Ивановичу Фролову, кандидату исторических наук, прекрасному специалисту по частным коллекциям, автору ряда книг, преподавателю МГУ и архивного университета.

— Есть ли аналоги подобной книги? — спрашиваю я у Бендюковой.

— Нет! — с гордостью отвечает она. И добавляет, что едва лишь появился сигнальный экземпляр, как руководители самых престижных музеев попросили «записать их в очередь». Издание встречено на ура у знатоков, музейных и архивных работников, у коллекционеров.

Не успели привезти в Севастополь часть тиража, подаренную городу от имени правительства Москвы (в продаже этих альбомов нет), как музей им. М.П.Крошицкого порадовали еще одной новинкой — великолепным альбомом. Он вышел в издательстве «Белый город» в международном проекте, рассказывающем о провинциальных музеях. Севастопольский музей стал седьмым в серии — после Владимира-Суздальского, Казани, Астрахани, Костромы, Саратова, Курска. Альбом подоспел как раз к 75-летию музея, и в том была особая изюминка. Ведь задумывался он еще в конце благополучных 80-х издательством «Изобразительное искусство». Тогда же были сделаны слайды основной части коллекции музея. Вообще же фоторепродукции севастопольского собрания время от времени появляются то в монографических изданиях, то в альбомах того или иного автора.

И вот новый роскошный альбом, в котором рассказывается о 300 имеющихся в Севастополе произведениях русского искусства. Любопытно, что раздел советского искусства завершается работами ушедших из жизни безоговорочно любимых художников — М.Чухланцева и Г.Арефьева. Новое издание отличает великолепная информационно-справочная литература. Впервые дан каталог работ с источниками поступления, что очень важно для специалистов.

— Известно, что провинция сейчас не имеет возможности издавать художественные альбомы, тем более на таком уровне. А этот договор выгоден для нас еще и тем, что мы получили полторы сотни негативов, издательских слайдов, которые теперь сможем использовать по своему усмотрению, — говорит Н.А.Бендюкова.

Как мы уже сообщали в нашей газете, два новых издания о Севастопольском Художественном музее им. М.П.Крошицкого представлены на соискание премии Автономной Республики Крым в номинации «За вклад в миротворческую деятельность, развитие и процветание Крыма».

Ну а теперь остается назвать имена авторов, внесших вклад в осуществление этих проектов: севастопольцы — Людмила Константиновна Смирнова, Галина Владимировна Лесич, Наталья Викторовна Григорьева, Наталья Александровна Бендюкова и москвич Александр Иванович Фролов.

На снимке: фоторепродукция картины К.Коровина «На берегу Черного моря».

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ