Газетой "Слава Севастополя" была перепечатана заметка из газеты "Сегодня" 57 "Нужно ли сдавать на экспертизу счетчики воды?" Заметка написана некорректно, что выражается в смешении понятий "экспертиза" и "поверка". В чем разница? Экспертиза прибора проводится при возникновении разногласий между продавцом (поставщиком) и покупателем (потребителем). Экспертизу прибора проводит комиссия в составе представителей продавца, покупателя и сотрудника метрологической службы как специалиста и независимой стороны.
Согласно закону Украины "О метрологии и метрологической деятельности" от 11.02.98 г. за 113/98-ВР статья 1 гласит: "Поверка средств измерительной техники (а счетчик воды — это средство измерительной техники) — установление пригодности средств измерительной техники, на которые распространяется государственный метрологический надзор, к применению на основании результатов контроля их метрологических характеристик".
В статье 16 этого же закона указано, что "…государственный метрологический надзор распространяется на измерения, результаты которых используются во время торгово-коммерческих операций и расчетов между покупателем (потребителем) и продавцом (поставщиком), в том числе в сферах бытовых и коммунальных услуг". Поверка приборов проводится периодически специалистами Государственного центра стандартизации метрологии и сертификации (СГЦСМС). Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики установил с 1 января 2003 г. межповерочный интервал всех типов счетчиков холодной и горячей воды, которые используются для коммерческого учета воды в коммунально-бытовой сфере не больше двух лет.
Статья 20 Закона о метрологии гласит: "Средства измерительной техники, которые находятся в эксплуатации, выпускаются из производства, ремонта и в продажу и выдаются напрокат и на которые распространяется государственный метрологический надзор, подлежат поверке".
Поверку счетчиков воды в Севастополе осуществляют государственные поверители СГЦСМС на оборудовании, которое установлено в "Севгорводоканале" и других предприятиях. Счетчики воды, которые не прошли поверку, не могут служит средством расчета между продавцом и потребителем.
Поверка проводится на основе ГОСТ 8.156 ГСИ "Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки", аналогично есть ГОСТ для горячей воды. В этих нормативных документах указано, что в процессе эксплуатации и после ремонта счетчики подлежат государственной поверке.
При покупке счетчика воды потребитель сталкивается с еще одним понятием: "гарантия". В паспорте прибора обязательно указывается гарантийный срок эксплуатации. Каждый изготовитель имеет право установить свой срок в пределах, установленных соответствующей нормативной документацией.
Согласно постановлению КМУ от 11.04.02 г. 506 "гарантийный срок эксплуатации — это срок выполнения изготовителем гарантийных обязательств" по устранению брака, то есть, если в период обязательств прибор выходит из строя или бракуется по результатам поверки, то изготовитель устраняет неисправность за свой счет. Таким образом, гарантийный срок эксплуатации и межповерочный интервал прибора — это совершенно разные понятия.
В заключение хочется сказать, что поверка прибора, причем любого, который находится в сфере расчета, необходима, чтобы удостовериться в правильности показаний прибора как в интересах покупателя, так и продавца.
Государственные поверители СГЦСМС гарантируют минимум времени и затрат со стороны потребителя на сам процесс поверки счетчиков воды. Самая главная проблема, которая возникает у потребителя, это как снять счетчик воды на поверку и установить его потом на место, причем с минимальными затратами. Вот эту проблему и нужно решать!
Справки по телефону 55-93-30.
P.S. Редакция ждет конкретных откликов на эту тему от ГКП "Севгорводоканал" и городского управления юстиции.