В 1993 году в Севастополе начала работать фирма «Акватория-Порт». Ее возглавил Борис Иванович Салагаев, в прошлом главный инженер строительной организации, специализирующейся на сооружении топливных терминалов. Учитывая общественно-экономическую значимость природоохранных проблем, фирма основным видом своей деятельности избрала обеспечение чистоты и поддержание морских акваторий в экологически безопасном состоянии. Но благому намерению генерального директора фирмы не суждено было полностью осуществиться. Вот что рассказал Б.И.САЛАГАЕВ в связи с этим нашему корреспонденту. — Для реализации своих намерений мы приобрели четыре нефтемусоросборщика для очистки Севастопольской и Балаклавской бухт. Сначала все складывалось хорошо. Фирма заключила договоры с прибрежными предприятиями и приступила к очистке акватории. На нашу работу обратила внимание городская госадминистрация, которая в 1997 году подписала с «Акваторией-Порт» договор на оплату услуг по уборке участков акватории севастопольских бухт. Было также издано распоряжение, которым рекомендовала руководителям предприятий всех форм собственности, осуществляющим свою хозяйственную деятельность с использованием участков акватории севастопольских бухт и прибрежной защитной полосы, заключить с нашей фирмой договоры на очистные работы.
Около четырех лет мы были обеспечены работой, но потом выяснилось, что акватории бухт не входят в административные границы города, а являются общегосударственной собственностью. Это обстоятельство послужило поводом для отказа хозяйствующих субъектов от заключения с нами договоров. Мы были вынуждены свернуть работу нефтемусоросборщиков. В связи с этим экологическое состояние бухт стало ухудшаться. Из сложившейся ситуации можно было бы выйти путем закрепления участков акватории за предприятиями морехозяйственного комплекса. Положение на этот счет разработано и уже длительное время находится на рассмотрении в городском совете, который возражает против его содержательной части, опять-таки ссылаясь на то, что акватория является общегосударственной собственностью и не подведомственна местным органам власти.
Сложилась довольно парадоксальная ситуация. Когда в городе образуются несанкционированные свалки мусора, жилищно-коммунальные предприятия и санэпидслужбы бьют во все колокола и принимают меры по наведению чистоты и порядка. А вот если идет сброс в море нефтепродуктов, загрязненных стоков и бытового мусора, мы долго не можем определиться, кто конкретно за это отвечает, кем и за чей счет будут выполняться очистные работы. Почему-то считается нормальным, что береговая зона пляжа — собственность города и он отвечает за порядок на нем, а примыкающая к нему акватория — это уже общегосударственная собственность, за состояние которой сегодня толком и спросить-то не с кого. Это наводит на довольно печальный вывод. Имея концепцию развития города как туристического, культурно-исторического и рекреационного центра, мы не проявляем достаточной заботы об экологическом состоянии морской акватории, которая во многом определяет лицо города. Какая-то у нас, с позволения сказать, сухопутная психология, которую, на мой взгляд, исповедует вся вертикаль государственной исполнительной власти. Вот Кабинет министров передал в пользование всю акваторию морскому торговому порту, который пока не располагает для этого необходимыми техническими и другими возможностями. В частности, имея всего два мусоросборщика, он не в состоянии самостоятельно производить очистку бухт в полном объеме.
Три мусоросборщика «Акватории-Порт» из-за отсутствия заявок на очистные работы большую часть времени стоят на приколе. Из-за этого фирма несет убытки и стоит перед необходимостью продать плавсредства. Я проинформировал об этом председателя городской госадминистрации. В своем ответе он просит не продавать нефтемусоросборщики, поскольку они необходимы городу. Но если это действительно так, то надо кардинально решить вопрос о поддержании бухт в экологически безопасном состоянии и принять положение о закреплении за предприятиями морехозяйственного комплекса участков акватории, финансировании работ по их очистке. По расчетам специалистов, для этого необходимо шесть мусоросборщиков. Мы пытались вместе с морским торговым портом создать такое подразделение, но не смогли прийти к согласию из-за разного подхода к механизму финансирования новой структуры. Сейчас ни в одном отдельно взятом ведомстве нет необходимого числа мусоросборщиков, поэтому надо объединить усилия специализированных предприятий. Но ведомственная разобщенность и отстраненность местных органов власти от данной проблемы не позволяют ее реализовать. В ожидании, когда это все же случится, наше предприятие вынуждено ориентироваться на перепрофилирование своей деятельности. Пришлось создавать морской перегрузочный комплекс, который способен обрабатывать в год около 30 судов, и часть прибыли направлять на содержание мусоросборщиков.
В последнее время уменьшилось число кораблей, стоящих в Севастопольской бухте. Казалось бы, в связи с этим должно уменьшиться количество сбросов неочищенных стоков. Но надо учесть, что большинство судов уже выслужило сроки эксплуатации и постоянно увеличиваются утечки с них топлива и масел. Если до раздела Черноморского флота постоянно в дежурстве находилось два нефтемусоросборщика, которые оперативно ликвидировали разливы топлива и масел, теперь такого дежурного подразделения нет и зачастую просто не удается найти и покарать виновника экологического преступления.
Кроме того, в последние годы вдвое увеличились заходы в севастопольский порт иностранных судов, а число предприятий морехозяйственного комплекса достигло двух десятков. Из них только два имеют мусоросборщики и поэтому уборкой бухт не занимаются. Все это увеличивает экологическую нагрузку на акваторию, и проблема ее очистки, сбора и утилизации льяльных вод продолжает оставаться актуальной. Предприятие «Акватория-Порт» пока еще имеет возможность принять в решении этой проблемы самое активное участие, но его технические ресурсы остаются невостребованными. К сожалению, объективно они с каждым годом уменьшаются. Если все сохранится по-прежнему, то мы вынуждены будем сократить рабочие места, перепрофилировать свою деятельность, а городу все равно придется создавать специализированное предприятие, чтобы бухты не превратились в сточную канаву.
На днях коллектив «Акватории-Порт» отметил свое десятилетие. Перспективы нашего развития довольно неопределенны, но мы продолжаем надеяться, что местные органы власти обратят свой взгляд на экологическое состояние бухт и будет наконец утвержден механизм финансирования их очистки.