Известный и почитаемый театралами заслуженный деятель искусств Украины и прочая, прочая, прочая Владимир ЯСНОГОРОДСКИЙ создал пьесу «На бога надейся…» Под заглавием в скобках он приписал: «Библейская притча в современном прочтении». — Мой друг — руководитель Театра танца Вадим Елизаров, — сказал мэтр в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя», — как-то предложил мне написать для его славного коллектива либретто. Так с его легкой руки явилось на свет мое очередное произведение. Послушать его Вадим Елизаров собрал всех артистов. Мое создание было встречено восторженно. В беседе же один на один Вадим Елизаров сказал: «Замечательная пьеса, но не либретто».
— О чем ваше произведение?
— Начатая ранее дискуссия по поводу экологии природы с недавних пор вылилась в связанную с ней тему экологии души. Разрушенную душу легко купить, поработить. Идею для своего произведения я пытался уловить в настроении большей части общества, чтобы, как говорил мой учитель Георгий Товстоногов, воплотить ее в стройном ряде художественных образов. Место действия, написано в пьесе, — всюду. Время действия — всегда. Такова природа человеческого общества.
— Какова была дальнейшая судьба вашей пьесы?
— Несколько последних лет меня связывает творческое сотрудничество с замечательной исполнительницей заслуженной артисткой Украины Татьяной Маркиной. Вместе мы подготовили моноспектакли по произведениям Ивана Бунина, Антона Чехова, Александра Куприна, Василия Шукшина. Татьяна Викторовна неизвестными мне путями узнала о хранящейся в дальнем ящике моего стола пьесе… Над ее сценическим воплощением мы работали в течение года.
— Мне, — включилась в беседу Т.В.Маркина, — было очень трудно, но и очень интересно репетировать. Я ведь женщина, а мне предстояло входить в образы не только Евы, но и Адама, Савоафа, Гавриила, Мефистофеля…
— Владимир Ильич, в сложной цепочке «драматург — актер — режиссер» какова была ваша роль?
— Я предпочитаю несколько иную цепочку, предложенную Станиславским, — это, верно: драматург — актер, и, обратите внимание, зритель. Режиссера нет, он умер в актере.
— И как вам удалось «умереть» в Татьяне Викторовне?
— Моя коллега, повторюсь, профессионал высокого класса. В душе ее уживаются, сосуществуют и актер, и режиссер. Моя миссия сводилась к ограниченной функции «свежей головы», как принято говорить в кругу газетчиков.
Т.В.Маркина:
— А я придерживаюсь точки зрения Марины Нееловой, которая настаивает на необходимости режиссера. Актер, сказала она, — рояль, а режиссер ударяет по клавишам. Уже сам литературный материал несет рельефную режиссерскую печать. Замечания Владимира Ильича были предельно кратки, но своевременны и емки. Часто достаточно было одного его взгляда.
— Почему премьера спектакля, назначенная на воскресенье, 20 апреля, пройдет в помещении Художественного музея имени Крошицкого? Разве в городе недостаточно других театральных площадок?
В.И.Ясногородский:
— Картину Ивана Айвазовского «Девятый вал» трудно представить в малом формате, а скажем, полотно Александра Саврасова «Грачи прилетели» в самый раз. То же касается и произведений драматургии. Одно адресовано огромной аудитории, другие — камерного характера — как бы отдельному зрителю. К разряду последних отношу свою пьесу.
Т.В.Маркина:
— Зал Художественного музея, как ни один другой, приспособлен для непосредственного общения со зрителем, без которого не может состояться любой спектакль.
— Удачи вам. Спасибо за беседу.