95 лет назад по трассе Севастополь — Балаклава в этот день впервые отправился автобус рижской марки «Руссо-Балт». Это были, с точки зрения 2003 года, конечно же, смешные машинки. Они оснащались капотного типа верхом, вместо сидений были скамьи, в салоне помещалось всего восемь пассажиров. Автомобильным гаражом владели А.Иофе и М.Рабинович, а располагался «парк» автобусов в начале ул. Гоголевской на нынешней пл. Ушакова, как раз напротив дома купца 1-й гильдии Н.Грипари (ныне это, по-видимому, торец гостиницы «Украина»).
Вообще в Севастополе сто лет назад было еще очень мало машин. В Балаклаве на Новой набережной держал свой автомобиль «Даймлер-Бенц» Борис Бердин, и это считалось досто-примечательностью городка. А в самом начале века «курортным автосервисом» правил купец Михели, держащий в своих руках весь извоз (на лошадях).
…Раньше воспользоваться маршрутом Севастополь — Балаклава, естественно, мог только лишь зажиточный человек. Билеты стоили дорого. Но, представьте, какая интересная метаморфоза произошла у нас после перестройки! Практически чисто государственный — коммунальный автотранспорт в виде автобусов остался лишь в реалиях трех ЛиАЗов, «квартирующихся» под крылом ГКП «Севтроллейбус». Эти ухоженные машины были 1 июня 2001 года подарены Севастополю правительством Москвы по линии реализации «Программы сотрудничества между правительствами России и Украины».
Начальник автотранспортной службы «Севтроллейбуса» Николай Попов с гордостью сегодня констатирует: «Трассу Севастополь — Балаклава держим. Более того, мы — единственные в Севастополе автобусники, которые круглогодично работают по полной льготной схеме».
Так что если раньше по трассе Севастополь — Балаклава в автобусе мог проехать лишь человек, считающий ниже своего достоинства трястись в тарантасе, то сегодня в Балаклаву именно малоимущим и пенсионерам путь совершенно не заказан. Езжай — не хочу…