Священники готовы оказать помощь педагогам в духовно-нравственном воспитании детей. Управление образования и науки согласно эту помощь принять, но только в рамках существующего законодательства и исключительно на основе свободного волеизъявления учащихся и их родителей. В актовом зале Дворца детства и юности по инициативе Симферопольской и Крымской епархии и управления образования и науки Севастопольской ГГА состоялись общественно-педагогические чтения «Духовно-нравственное воспитание». В конференции приняли участие представители горгосадминистрации, управления образования и науки, крымского и севастопольского духовенства, ученые, педагоги. Речь шла о наболевшем — духовно-нравственном здоровье общества в целом и учащихся средних и высших учебных заведений в частности. Было отмечено, что усилия системы образования по исправлению существующего положения привычными для нее средствами интеллектуального, эстетического, нравственного воспитания в условиях отказа от ценностей советского периода истории и недооценки традиционных для народов нашей страны религиозно-нравственных идеалов оказались неэффективными. При существующем положении дел на систему образования ложится особая ответственность за то, чтобы у детей были сформированы традиционные для нашего Отечества духовно-нравственные ценности.
Позиции сторон были изложены в докладах митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и начальника управления образования и науки г. Севастополя Н.И. Чербаджи. Докладчики сошлись во мнении, что вопрос нравственности — это вопрос выживаемости общества. Чудовищная жестокость и агрессия, торжество бессмысленных страстей, стремление обогатиться любой ценой затмевают чувство ответственности за Родину, родных и близких.
«Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей и молодежи — наших духовных наследников — важнейшая задача семьи, школы и церкви, — сказал митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. — Воспитание подрастающего поколения должно основываться на вековых духовных традициях. Мы можем и должны использовать наследие предков, которое легло в основу православной педагогики. Святая Церковь никому не навязывает свою позицию, но и оставаться в стороне тоже не может. Нужно объединить свои усилия, чтобы понятия добра, святости стали определяющими в процессе воспитания. Да, Церковь отделена от государства. Но это не значит, что мы не можем взаимодействовать, в том числе в воспитании подрастающего поколения. Вера может стать стержнем в воспитательном процессе. К сожалению, попытки обсуждения возможности духовного воспитания детей в школах вызывают бурную реакцию. Было время, когда в школы приходили священники и вели беседы с учениками и учителями. Но нам запретили это делать, сказав, что религия детям не нужна. Теперь у нас празднуются хеллоуин и День святого Валентина, на обложках школьных тетрадей — полуодетые актрисы… На что ориентируем юных? Что считаем нормой? Какие качества прививаем подрастающему поколению? Эти вопросы особенно актуальны сейчас. Духовность определяет человека. Распутство, пьянство, наркотики разрушают жизнь — все, что манило, оказывается иллюзией, душа опустошается. Создается новый человек, покорный своим инстинктам и живущий в мире, где дозволено все. Однако нельзя сказать, что у нас нет чистой, духовно богатой молодежи. Тяга к высокому идеалу свойственна молодым даже в большей степени, чем людям среднего возраста. Сейчас самый популярный вопрос у молодежи — это как создать крепкую православную семью и сохранить ее. Существенно изменилось также положение учителей — необходимо поднять авторитет учителя, отдающего свою душу детям. У детей и их родителей должно быть право на выбор. Почему мы должны скрывать от подрастающего поколения основы религиозности нашей страны? Приобщение к духовной православной культуре Украины многое может дать детям. Образовательная стратегия государства не может строиться без учета исторического, религиозного и культурного контекста. Господь спросит с нас за душу каждого ребенка».
Продолжил чтения начальник управления образования и науки Н.И.Чербаджи. По словам Николая Ивановича, рост детской преступности, наркомания и другие негативные процессы в обществе требуют принятия незамедлительных мер. Необходимо совместными усилиями педагогов, родителей, широкой общественности добиваться превращения отечественного образования в подлинно светское: отделенное от Церкви, но не от бесценного духовного наследия нашего народа — его религиозно-нравственных ценностей. Христианство базируется на нравственных нормах. Нравственные уроки христианства могут быть использованы в процессе воспитания. Но при этом должен соблюдаться принцип раздельности светского и религиозного образования. Родители, отдавая ребенка в школу, должны быть уверены, что никто не будет навязывать ему неприемлемые для его семьи убеждения. Факультативный курс «Основы христианской культуры» может входить в учебную программу. Изучение религиоведческих проблем может также осуществляться в клубах, кружках и так далее — по желанию родителей. И вести лекции должны будут педагоги со специальной подготовкой. Сейчас есть возможность осуществить взаимодействие с религиозными объединениями для того, чтобы совместно воспитывать детей. При подготовке чтений велись дискуссии, в результате которых были найдены приемлемые для обеих сторон решения.
Заслушав доклады и выступления, участники конференции подготовили проект рекомендаций, суть которых сводилась к тому, чтобы взять у Церкви бесценный опыт православного воспитания и применять его на практике. Для этого содействовать организации преподавания в общеобразовательных учебных заведениях основ православной культуры в составе вариативного компонента содержания образования — в рамках существующего законодательства и исключительно на основе свободного волеизъявления. Необходимо также обеспечить подготовку педагогических кадров, способных вести преподавание основ православной культуры и других религиоведческих дисциплин. Рекомендовать проводить в образовательных и воспитательных заведениях внешкольные и внеклассные мероприятия, посвященные религиозным праздникам, объявленным в Украине государственными (прежде всего Рождество и Пасха). По согласованию с родителями для их проведения могут приглашаться священнослужители (без совершения богослужений, религиозных обрядов и проповедования).