Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 11o

Курс — европейский выбор

То, что в этой ситуации именно Президент взял на себя смелость вынести на всенародное обсуждение конкретные предложения об изменении норм Конституции, которые именно и регламентируют распределение верховной власти, вызывает уважение. Законопроект непростой. Его главная...

То, что в этой ситуации именно Президент взял на себя смелость вынести на всенародное обсуждение конкретные предложения об изменении норм Конституции, которые именно и регламентируют распределение верховной власти, вызывает уважение. Законопроект непростой. Его главная идея, суть — необходимо идти путем европейского выбора, а значит, повышать роль парламента, создать конкретные механизмы для повышения качества законодательного процесса. Ведь надо признать, что законодательный процесс идет хаотически, бессистемно, я бы сказал даже жестче: значительная часть депутатов злоупотребляет правом законодательной инициативы и, глубоко не вникнув в проблему, подписывает законопроекты, подсунутые со стороны, а вся Верховная Рада, комитеты подключаются в лишенный перспективы круг законотворчества. Примеров множество: это касается налогового и процессуального законодательства. Доходит до абсурда: предлагается, например, места предварительного заключения довести до уровня санаториев. Свидания с задержанными предоставлять до 24 часов в сутки. И вы знаете, поскольку значительное количество депутатов ставит себя почему-то на место этих людей, не исключено, что законопроект может пройти.

Как вы знаете, на законопроект Президента об изменениях и дополнениях в Конституции обрушился открытый шквал ругани (критики), что досадно, не всегда с точки зрения Президента, а с точки зрения «Президент не прав, потому что Президент не может быть прав никогда».

Возьмем наиболее острый вопрос — предложение, которое часто отбрасывается с порога без приведения мотива, — это предложение о введении в структуру парламента Палаты регионов, которая могла бы представлять интересы наших провинций, их жителей.

Разве это новое предложение? Нет. Это предусматривалось еще в проектах Конституции 1996 года. Затем на Всеукраинском референдуме три года назад, 16 апреля 2000 года, был вынесен вопрос: «Поддерживаете ли вы необходимость формирования двухпалатного парламента Украины, одна из палат которого представляла бы интересы Украины и способствовала их реализации и внесению соответствующих изменений в Конституцию Украины и избирательного законодательства?» 81,68% граждан, которые приняли участие в референдуме, поддержали необходимость двухпалатного парламента. Верховная Рада не воплотила эту поправку в Конституцию, и Президент снова, на законных основаниях, вносит это предложение. И утверждения, что двухпалатный парламент невозможен в унитарной стране, также не верны, потому что существует более двадцати унитарных государств Европы с такой структурой — это Великобритания, Франция, Испания, Австрия, Германия, Италии, Словения, Чехия, Белоруссия, Нидерланды, Хорватия и другие.

Эти парламенты удачно работают, эффективно исполняют свои функции. Чего бояться нам?! Из проекта Президента, правда, не видно, на какой основе будет избираться Палата регионов. В мире существуют различные системы формирования второй палаты парламента, которая представляет интересы территорий. Например, в Австрии земли представляют пропорционально количеству граждан, которые проживают на ней. Земля, где проживает наибольшее количество граждан, выдвигает 12 представителей, в то же время каждая земля имеет право не менее как на трех представителей. Члены федеральной рады и их заместители избираются ландтагами на срок своих полномочий. В Германии через бундестаг земли берут участие в законотворчестве и управлении федерацией. Бундестаг состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Каждая земля представлена не менее как тремя голосами, а земли с населением свыше двух миллионов жителей — четыре человека, свыше шести миллионов — пять человек.

В Испании палатой территориального представительства является сенат. В каждой провинции избираются четыре сенатора путем общего, свободного, равного, прямого и тайного голосования.

В Италии сенат республики состоит из 315 сенаторов, которые избираются по областям. При этом ни одна из областей не может иметь меньше семи сенаторов. Распределение мест между областями проводится пропорционально численности населения областей. Каждый бывший президент республики является сенатором по праву и бессрочно, «если не откажется от этого» (ст. 59). Кроме этого, президент может назначить в сенат бессрочно пять человек из числа граждан, которые прославили родину достижениями в области науки, литературы и искусства.

Собор Республики Хорватия состоит из палаты представителей и палаты провинций. Граждане из каждой провинции на основе общего избирательного права путем прямого тайного голосования избирают трех представителей в палату провинций. Президент республики после окончания срока своих полномочий становится бессрочным членом палаты провинций, если он прямо не заявил об отказе от этой обязанности.

Как видим, в мире имеются разные модели формирования палат парламентов, которые представляют интересы регионов. Какая же из моделей будет наиболее оптимальной с учетом отечественного и мирового опыта?

Этот вопрос, как и в целом вопрос о том, необходим ли нам двухпалатный парламент или пусть остается все так, как есть, нельзя, на мой взгляд, рассматривать без взаимосвязи с вопросом о том, какая избирательная система будет в будущем. В Верховной Раде имеется шесть или более законопроектов по выборам. Камнем преткновения 17 апреля 2003 года при голосовании стал законопроект под номером 2525-Д о пропорциональной системе выборов. Оппозиция видит в будущем только такую систему выборов, где мажоритарщикам нет места, где рядовой избиратель не сможет достучаться до депутатов, да он и не будет знать, куда стучать.

Давайте посмотрим, например, кто сегодня в нашем парламенте отстаивает интересы севастопольского региона? Кто из представителей политических партий, за которых голосовали, болеет за Севастополь. Кого знают избиратели, к кому идут на прием, кому пишут? В.А.Заичко, И.В.Вернидубову. Со дня выборов прошел год. Скажите, кто из народных депутатов, которые избраны от партий, за этот год провел прием граждан, побеспокоился о копейке для попавшего в беду человека или что-то еще? Не найдете. Они появятся лишь в начале 2006 года, перед очередными выборами, чтобы опорочить работу этих депутатов и рассказать, как хорошо работают они.

Поэтому мое категорическое мнение заключается в том, что при любом раскладе мажоритарная система выборов должна остаться. А если нет, то специально для регионов как раз и является предложение Президента о двухпалатном парламенте. Вводится в структуру парламента Палата регионов, представители которой избираются прямым и тайным голосованием всего населения. При этом необходим механизм, по которому можно было бы депутата отзывать — не работает на регионы, не нужно ждать, пока закончатся его полномочия.

Считаю необходимым предложить следующее. Уверен, что обществу, парламенту небезразличен огромный политический опыт, накопленный на посту главы государства. Об этом свидетельствует активная и эффективная работа в парламенте экс-президента Украины Леонида Кравчука, избранного в Верховную Раду по партийному списку. Нужно ли чтобы эти люди, их мнение зависели от мнения руководителя комитетов партии или фракции? Думаю, что нет. Необходимо конституционно закрепить положение, при котором бы экс-президенты пожизненно становились депутатами Верховной Рады.

Есть ли у меня замечания к законопроекту? Вот самое, как кажется, главное.

Первое. Назначаться на должность генерального прокурора Украины кандидат должен не только с согласия верхней палаты парламента, как предлагается в законопроекте, а с согласия всей Верховной Рады. И поскольку он назначается на должность с согласия Верховной Рады, то и увольнять его с этой должности должны также с ее согласия.

Второе. Члены Конституционного суда также должны избираться всем парламентом, а не одной из палат. Причем необходимо сохранить существующий порядок при формировании Конституционного суда (представители равного количества членов суда всеми ветвями власти, в том числе судебной). Устранение же судебной власти законопроектом от участия в формировании Конституционного суда не является лучшим шагом по сравнению с ныне действующим порядком. Судебная власть должна делегировать своих представителей в Конституционный суд.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ