«Родина, семья, ребенок, жена, мать — источники социальных и духовных ценностей нашего общества»

Во всем мире сегодня эти понятия привлекают всеобщее внимание. Семье отводится важнейшая роль в осуществлении приоритетной педагогической установки на формирование социально-существенных качеств личности. Неисчерпаемые возможности семейного воспитания должны быть реализованы именно в целях обеспечения адаптационных условий для устойчивости молодого поколения в нынешних непростых социальных ситуациях, для создания необходимого нравственного и духовного базиса, на котором будет построено собственное будущее. Более десяти лет в Севастопольском национальном техническом университете проводится работа студентов по исследованию родовых традиций как в рамках изучения предмета «Украинская и зарубежная культура», так и во внеучебное время, когда студенты ориентированы на проведение фольклорных экспедиций. Не случайно им удавалось не единожды занимать призовые места на Всеукраинской олимпиаде по изобразительному искусству, в смотрах-конкурсах по программе «Дорога к храму» и других.

В обязательном для студентов всех специальностей курсе «Украинская и зарубежная культура» нами предусматривается работа по программе «Родовiд» в качестве одного из направлений исследовательской работы студентов — реферативного исследования. Данная программа включена также и в план мероприятий по работе с одаренной молодежью. Если студент проявляет интерес и способности к исследованиям подобного рода, ему предлагается работа по индивидуальной программе, которая составляется с учетом особенностей исследуемой студентом темы.

Научный поиск в области генеалогии — неиссякаемый источник вдохновения как для руководителя, так и для студента. Приходилось преодолевать глухую стену непонимания со стороны бюрократического аппарата в процессе добывания крайне скудной источниковедческой информации. Нашими студентами привлекались иногда не только древнейшие книги и исторические хроники, но даже летописные тексты, житийные произведения, трактаты по ведению хозяйства и назидания по проблемам воспитания, и по крупицам выстраивалась стройная линия своего рода, наполняя исследователя чувством истинного патриотизма.

Так, для проведения исследования генеалогии собственного рода студент Алексей Рыжухин, будущий эколог, в 1995 году был направлен нами в Нижегородскую область, где расположено древнее село Рыжухино. Составляя с юношей программу его будущих исследований, автор данной статьи мог только предполагать положительный результат. Однако все надежды оправдались. Счастливый потомок, который до изучения предмета не мог и думать, какие он откроет взаимосвязи в своей родословной, теперь смог осознать самого себя членом огромной династии горшечных дел мастеров. Так счастливо соединились предположения преподавателя, научный поиск студента и реальность жизни.

Студент группы ИМ-12 Александр Головко на примере истории собственной семьи, живущей в крымском городе Армянске, рассказал в своем исследовании «До тех пор, пока придерживаемся наших традиций, до тех пор мы будем вечными!» (2002 год) об основных обрядах в жизни украинцев. Одна из лучших работ написана будущим экономистом Еленой Кучумовой по теме «Коломыя Вас сердцем согреет», осветившей деятельность нескольких поколений талантливых мастеров своего рода.

Севастополь знаменит в мировой истории своими живыми легендами — человеческими судьбами. В 2002 году студентка группы И-12 Ольга Колтакова закончила работу по сбору информации по истории своего рода, среди представителей которого был легендарный герой Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, именем которого названа одна из красивейших улиц города — Горпищенко.

О своей династии военных моряков, среди представителей которой два адмирала-орденоносца, обладателя высоких правительственных наград, в 2003 году написал Степан Соколан, студент группы М-12. Будучи еще школьником, накануне празднования 300-летия Российского флота в качестве юнги он участвовал вместе с дедом — контр-адмиралом Л.Е.Двинденко — в походе на яхте «Орион», и вместе с участниками похода приказом командующего флотом он был награжден почетным для моряков знаком — жетоном «За дальний поход».

Трогательное литературное повествование об истории своего рода создала студентка группы АЯ-11 Ольга Солодухина в 1999 году (ныне она уже пятикурсница). Она назвала его так: «История и традиции одной белорусской семьи», желая подчеркнуть, что страдальцами в истории Белоруссии ощущали себя многие белорусы, стойко перенесшие все выпавшие на их долю тяготы и свято оберегающие семейные истоки.

Студентке заочной формы обучения Татьяне Сотниковой, приехавшей учиться в Севастополь в 1998 году с берегов далекой Оби, была предложена работа по описанию вымирающего этноса хантов, живущего по берегам Оби. Спустя полгода она представила обширный материал, в котором были не только подробное описание быта, жизнедеятельности хантов, но и видеоматериалы с записью фольклорных праздников и важнейших ритуалов, съемка в экспозиции единственного музея хантов, изделия народных мастеров.

В арсенале университетских средств методической поддержки, разработанных нами, присутствуют специально разработанные глоссарии, включающие наиболее употребительные языковые единицы, адекватные речи профессионала-искусствоведа, а также программы анализа произведений искусства. Подобные материалы оказывают хорошее психомотивационное воздействие, стимулируя учебно-познавательную и речемыслительную деятельность. В методических пособиях, которые предназначены для освоения методики анализа произведений искусства, приводятся схемы-образцы, обширный информационный материал, что значительно облегчает проведение самостоятельных исследований.

Студентка группы ЭК-11 Ольга Мягкова в 1996 году, пользуясь именно этими методическими материалами для проведения исследований в области народного творчества, представила описание старинной реликвии своего рода — свадебного рушника. Посетив Запорожскую область и отыскав в краеведческом музее и у мастериц, ближних к месту проживания ее прапрабабушки, элементы подобных узоров, восстановив секрет особого окраса нитей и выработки холста, она нашла объяснение отличия исследуемого образца от других видов украинской вышивки. Оказывается, только в этой местности рушник необычен — цветы не красно-черные, а розовато-голубые, а сцены пляски, гуляний выполнены тонким мелким крестом и снабжены надписями-прибаутками с долей народного юмора и обязательного назидания молодым. Даже говор местный — веселый фольклорный язык — попыталась связать исследовательница с традицией вышивки заветного рушника.

Есть семьи, где реликвией, высокодуховным нравственным ориентиром, переходимым из поколения в поколение, является старинная икона, подлинный предмет христианского православного Богослужения. Связанные с ней удивительные, полные нравственного назидания и уникального жизненного опыта истории изложили в своих исследованиях студентки Е.Коцкович (М-11) и Е.Савчук (ЭП-17).

В канун празднования Дня славянской письменности впервые в Крыму в СевНТУ была проведена научная студенческая конференция по родоведению. На ней были заслушаны доклады как по завершенным и опубликованным исследованиям, так и по новым проблемам, разработка которых еще только предстоит. Это перспективное начинание в воспитательной работе с молодежью нашло горячий отклик и поддержку со стороны городской госадминистрации, городского и районных советов, а также правлений СевГО НДП и ВЖНДО «Дiя». Исследования, проводимые на основе генеалогии, способствуют более глубокому освоению украинской культуры, активизируют творческую деятельность студентов, формируют их мировоззренческие ориентиры, учат уважению культур и обычаев других народов. Познание истории и культуры наследия рода (национальная традиция предполагает знание своего происхождения до седьмого колена) рассматривается как духовная основа украинской традиции воспитания, благодаря которой молодое поколение осознает личное бытие частью целостного человеческого универсума.

Другие статьи этого номера