На контроле в налоговой службе Севастополя среди множества других направлений стоит исполнение 52-й статьи закона «О Государственном бюджете на 2003 год» и определяющего механизм ее применения постановления Кабинета министров Украины 557 от 27 апреля сего года. Они регламентируют порядок уплаты предприятиями государственной формы собственности дивидендов, авансового взноса с таких сумм и налога на прибыль с них. Определен размер в 15 процентов от чистой прибыли предприятий за 2002-й и первый квартал этого года.Надо полагать, что такой мерой государство намерено обеспечить поддержку особенно нуждающихся в этом сфер. В частности, определено, что аккумулированные средства данного доходного источника будут направлены на комплекс противопаводковых мероприятий и расчистки русла реки Тиссы в Закарпатской области в объеме 8 миллионов гривен, в таком же размере — для приобретения оборудования медицинского центра в Полтаве, для субвенций региональным бюджетам на развитие инвестиционных проектов — еще 225 миллионов гривен, а также на другие цели.
Как известно, налоговые органы — звено исполнительной власти. Поэтому как бы ни хотелось стимулировать деятельность предприятий государственного сектора экономики, налоговая служба рассчитывает обеспечить прогнозные поступления причитающихся к уплате дивидендов и налога с них. Порядка ста предприятий севастопольского региона обязаны будут произвести такие расчеты с бюджетом. Наиболее значительные отчисления придутся на морской рыбный и торговый порты, дирекцию капитана порта, Севастопольское авиационное предприятие, государственный испытательный центр «Омега», в незначительных объемах — на коммунальные предприятия.
Стоит напомнить, что в соответствии с постановлением КМУ и пунктом 7.8 закона «О налогообложении прибыли предприятий» размер ставок по предприятиям, находящимся в юрисдикции местных органов власти, определяют органы местного самоуправления. Сессия городского совета своим решением 560 от 19 февраля 2003 года установила, что коммунальные предприятия отчисляют дивиденды в местный бюджет в объеме 10 процентов от чистой прибыли. К сожалению, под действие данной нормы попадает даже ГКП «Севгорводоканал», как имеющее балансовую прибыль, но числящееся в налоговом учете убыточным, — яркий пример законодательной нестыковки. Не удастся избежать расчетов с бюджетом по данному доходному источнику и сельскохозяйственным предприятиям государственной формы собственности, находящимся на фиксированном сельхозналоге.
Анализ показывает, что поступления дивидендов от субъектов хозяйственной деятельности государственной формы собственности по итогам 2002-го и первого квартала 2003 года обеспечат у нас бюджетное наполнение в размере свыше трех миллионов гривен. Остается пожелать плательщикам экономической эффективности, стабильности и обязательности при расчетах и проведении таких зачислений.