Осторожно: «внуки лейтенанта Шмидта»

Необходимость работать отдельно с крупными, отдельно со средними и мелкими налогоплательщиками уже к концу 2001 года не только «созрела» в умах идеологов налоговой реформы, но и была введена в практику. Офисы работы с предприятиями, наиболее объемно наполняющими бюджет, появились в промышленно развитых городах Украины. Такой опыт себя оправдал, и в апреле этого года приказ по налоговой службе Украины окончательно сформировал методику определения «крупняков». Хотя в Севастополе дело до открытия отдельного офиса не дойдет, принципы работы с «тяжеловесами» отличаются от обычных. Об этом беседа с начальником управления налогообложения юридических лиц ГНА в г.Севастополе В.П.СОБУЛЯК.- Валентина Петровна, не буду расспрашивать о критериях отбора крупных предприятий, а сразу попрошу назвать, кто попал в такую группу в севастопольском регионе ?

— С учетом объема поступлений и проведенной инвентаризации по итогам отчетности за 2002 год выделено 25 таких предприятий. В первой пятерке списка — Севастопольская дирекция ОАО «Укртелеком», морской рыбный порт, ОАО «ЭК «Севастопольэнерго», Балаклавское рудоуправление, ГКП «Севгорводоканал». Чтобы не перечислять все предприятия, скажу, что большие отчисления характерны для многих отраслей. Например, в коммунальной сфере — это «Севтроллейбус», «Севастопольгаз» и «Севтеплоэнерго». В промышленной группе — заводы рыбоконсервный и «Таврида-Электрик». Среди предприятий торговли больше всего налогов перечислили ООО «Акар» и «Грэй», Севастопольский гор-коопрынкторг. В пищевой отрасли высокой отдачей отличились пивобезалкогольный и Севастопольский винодельческий заводы.

— Что же нового появится в отношениях налоговых специалистов с такими предприятиями?

— Основными принципами деятельности инспекций по отношению к ним названы полнота уплаты задекларированных налогов и сборов, недопущение роста текущей налоговой задолженности, снижение долгов прошлых периодов. Для этого по каждому плательщику надо будет завести учетные дела с ксероксами уставных документов, перечнем филиалов и подразделений, не имеющих статуса юридического лица, но со своим банковским счетом и отдельным бухгалтерским учетом и балансом. Такая информация, в случае необходимости, поможет разобраться с той или иной стороной производственной и финансовой деятельности предприятия. За каждым из них будет закреплен высококвалифицированный специалист.

— Немного подробнее о работе координаторов, пожалуйста…

— Поскольку мы часто говорим о том, что налоговая служба должна быть открытой и прозрачной для налогоплательщиков, процитирую направляемое нами в инспекции регламентирующее письмо для организации работы с объемными плательщиками: «Одной из основных задач деятельности координатора является определение на закрепленных предприятиях реальной базы налогообложения, анализ прогнозных поступлений с учетом динамики по видам платежей за прошлые периоды, отраслевой специфики, технологических особенностей и реальных условий труда».

— Инструкция достаточно конкретная. Как на практике она будет выполняться?

— Партнерские отношения с налогоплательщиками и ставка на добровольность уплаты налогов остаются основными нашими «козырями». Поэтому изучать «реальную базу» придется не сидя в кабинетах, а бывая непосредственно на предприятиях. Этому будет предшествовать знакомство каждого координатора с отчетами и показателями работы своего «подопечного» за последние годы, чтобы оценить на подъеме или спаде экономика, в чем проблемы. Координатор обязан будет поддерживать постоянные рабочие контакты со специалистами предприятия, чтобы объективно оценивать положение дел. Можно пошутить, что профессия налогового инспектора все больше начинает становиться «разговорным жанром», как говорят эстрадники. А если серьезно, мы хотим, чтобы наши координаторы были компетентными, тактичными, инициативными, максимально «вникающими» в проблемы подшефных и всячески им помогающими.

А еще крупные предприятия получат преимущество в виде внеочередных консультаций и разъяснений законодательства, сверки расчетов и сдачи отчетов, организации встреч директоров, если потребуется, с руководителями инспекции и налоговой администрации. Одним словом, будет открыта «зеленая улица» тем, кто наиболее эффективно наполняет казну.

…и наконец

Последнее время на имя руководителей и главных бухгалтеров некоторых фирм начали поступать интересные и заманчивые предложения. Например, предлагается помочь вернуть из государственного бюджета невозмещенные суммы НДС, в отмене решений налоговых органов о применении штрафных санкций или в досудебном урегулировании конфликтных ситуаций. Вот как может выглядеть обращение к предполагаемому клиенту (цитируется с оригинала):

«Я (имярек) официально занимаюсь юридической и консультативной деятельностью. По поручению одного из руководителей ГНА Украины предлагаю вам нашу помощь в возвращении из госбюджета денежных сумм НДС».

«Внуки лейтенанта Шмидта» психологически все рассчитали верно: ссылка на налоговую службу вызывает доверие и действует практически безотказно.

Однако, уважаемые налогоплательщики, будьте внимательны и осторожны — вас могут обмануть. Никакого отношения к подобным сомнительным операциям Государственная налоговая администрация Украины и ее руководители не имеют. Если вы вдруг окажетесь в сложной ситуации, что легко может случиться с кем угодно в наше достаточно непростое время, ищите выход не с помощью наследников Остапа Ибрагимовича, а опирайтесь прежде всего на закон.

Другие статьи этого номера