Инновации в службе занятости

Всего пятнадцать — двадцать лет назад трудно было вообразить, насколько компьютерные технологии изменят нашу жизнь, дадут возможность не только облегчить работу, но и качественно улучшить ее результаты. Новые информационные технологии разрабатываются и внедряются практически во всех сферах деятельности, в том числе и в сфере социального обслуживания населения. Однако проект, который в настоящее время реализуется на уровне Государственного центра занятости и, соответственно, в Севастопольском городском центре занятости, можно по праву оценить как настоящий «компьютерный прорыв».Речь идет о внедрении во всех центрах занятости страны Единой информационно-аналитической системы (ЕИАС), которая призвана кардинально усовершенствовать процесс предоставления службой занятости соответствующих социальных услуг населению и работодателям. Данная система имеет очень высокую степень технологичности, использование Internet-сервиса обеспечивает подключение любых пользователей, расширение количества функций, упрощение администрирования системы.

Ошибочно полагать, что центры занятости — это организации, которые занимаются только помощью в трудоустройстве граждан. Если перечислить только основные функции центра занятости, то можно указать следующие:

— предоставление информационных, консультационных и профориентационных услуг, организация приема граждан, обратившихся в центр;

— поиск подходящей работы;

— организация профессиональной подготовки и переподготовки;

— работа с работодателями, подбор кадров по их заявкам, предоставление дотаций, организация стажировки и индивидуального обучения;

— предоставление одноразовой выплаты пособия по безработице для организации предпринимательской деятельности;

— психологическая поддержка, проведение семинаров по технике самостоятельного поиска работы и по организации предпринимательской деятельности;

— анализ и контроль за поступлениями средств в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, регистрация плательщиков;

— организация выплат всех видов материального обеспечения и финансирование социальных услуг согласно закону «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»;

— организация деятельности картотеки безработных;

— формирование статистических и аналитических отчетов.

С учетом данного спектра функций основными целями внедрения ЕИАС являются, во-первых, создание единого информационного пространства о спросе и предложении рабочей силы, в том числе по Украине, о возможностях профессионального обучения, в том числе и по направлению службы занятости; во-вторых, повышение качества предоставляемых услуг за счет оптимизации процедур и операций, выполняемых специалистами центра занятости, а также автоматизация подбора работы и претендентов на замещение вакансий, в том числе при отсутствии клиентов.

Все это внедряется с целью снижения количества и сокращения длительности безработицы, улучшения ситуации на рынке труда города и, следовательно, улучшения благополучия горожан.

В рамках единого информационного пространства предусмотрен не только электронный обмен со всей структурой Государственной службы занятости, но и с такими региональными учреждениями, как Пенсионный фонд, органы государственной власти, субсидий, статистики, налоговой администрации, и другими. Это даст возможность сократить время обслуживания клиентов, уменьшить число справок, выдаваемых клиентам, и исключить расхождение данных.

Вся ЕИАС носит модульный характер и включает в себя следующие подсистемы: «Занятость», «Управление финансами», «Бухгалтерский учет», «Кадры», «Деловодство». Все эти подсистемы информационно связаны между собой и реализуют принцип «одно введение данных — многоразовое использование».

Что касается ключевой подсистемы «Занятость», то ее внедрение обеспечит оперативное трудоустройство граждан путем автоматизированного подбора работы даже в отсутствие безработного, глобальное расширение поиска работы клиентам, используя вакансии всех регионов Украины, а также вакансии, поступившие из-за рубежа, и, кроме того, более качественный подбор работы путем сопоставления расширенных критериев работодателей и претендентов на работу.

Внедрение ЕИАС в одной из важнейших социальных сфер — это не внедрение только ради внедрения, а настоящий инновационный прорыв в совершенствовании выполнения всего комплекса работ, осуществляемых службой занятости, и, главным образом, в создании сбалансированного и управляемого рынка труда, когда поиски работодателей и специалистов с помощью службы занятости заканчиваются подписанием взаимовыгодных контрактов.

Другие статьи этого номера