Бюджетные лабиринты

В четверг 22 мая правительственный вариант изменений к главному финансовому документу страны был одобрен в стенах Верховной Рады. К сожалению, в который раз имеющиеся бюджетные дыры правительство решило залатать описанным ниже способом.Ни для кого не секрет, что отечественная бюджетная сфера является одной из самых запутанных в системе государственного регулирования экономики. В принципе это и неудивительно. Чем сложнее обычному обывателю разобраться в происходящем, тем легче становится определенным группам влияния втихую проталкивать необходимые решения. Причем, принимая во внимание масштабы перераспределяемых в бюджете средств, суммы эти иногда исчисляются далеко не десятками или даже сотнями тысяч гривен. Другой отличительной чертой бюджетного процесса в нашей стране является его абсолютная непредсказуемость. Бесспорно, на протяжении года в экономике страны вполне могут произойти определенные макроэкономические изменения или возникнуть некие непредвиденные обстоятельства, которые потребуют срочного вмешательства правительства и Верховной Рады. Однако это совсем не означает, что решать проблемы одних следует за счет других.

Сразу же возникает логический вопрос. Действительно ли необходимо было трогать бюджет и что послужило этому причиной? В декабре прошлого года, в канун Нового года, отечественный парламент принял закон о повышении уровня минимальной зарплаты сначала до 185 гривен, а с первого июля 2003 года — до 237-ми. Бюджетного финансирования под эти цели, как и водится, никто не предусмотрел. Возникла ситуация, когда выплачивать зарплаты с учетом соответствующего повышения окладов по всей тарифной сетке оказалось попросту нечем.

Впервые с момента своего формирования в ноябре 2002 года правительству Виктора Януковича надлежало продемонстрировать свой профессионализм и умение находить выход из непростых ситуаций, используя весь арсенал экономических и правовых механизмов для поиска дополнительных источников поступлений в бюджет страны. Кстати, задача у Виктора Януковича была не из самых сложных. Напомним, что в ноябре прошлого года Верховной Радой по представлению бюджетного комитета был во втором чтении принят бюджет страны, доходы которого значительно превышали аналогичный показатель, заложенный в окончательном варианте бюджета, принятом в уже с подачи Виктора Януковича после его утверждения на пост премьер-министра.

В представленном и уже утвержденном законе о внесении изменений к существующему бюджету «новаторские идеи» правительства свелись к достаточно простому, но, как полагают в правительстве, верному пути наполнения государственной казны — повышению налогового пресса на отечественные предприятия. Стоит заметить, что происходит это на фоне постоянных заявлений о необходимости снижения такового.

В число пострадавших попали предприятия нефте- и газодобычи, а также производители алкогольных напитков. В первом случае имеет место увеличение рентных платежей на добычу (по нефти, например, рост составил 207%, с 52 гривен до 160 гривен с тонны добытой нефти), что делает добычу нефти и газа в стране попросту нерентабельной и может поставить крест на ее дальнейшем развитии. Производителей же алкогольной продукции обложили увеличенными акцизами. Эта отрасль умрет вряд ли. Уж очень важна она для страны. Но то, что львиная доля производства уйдет в тень, — это факт, о котором вполне конкретно заявили сами производители. О росте налоговых поступлений в бюджет как в первом, так и во втором случае в перспективе говорить не приходится.

Поставив таким образом под вопрос существование двух ключевых отраслей отечественной экономики, правительство, тем не менее, так и не решило задачу повышения зарплат. В принятом законе есть пункт о приостановлении действия нормы закона о повышении с первого июля 2003 года минимальной зарплаты до 237 гривен. Как говорится, наша песня хороша…

В этой ситуации уместно будет напомнить, что для увеличения доходной части бюджета, кроме фискальных методов, которыми в этот раз воспользовалось правительство, существуют и другие. Не так давно, в 2000 году, правительство Ющенко достаточно быстро и эффективно упорядочило бюджетную сферу, использовав при этом экономически действенные механизмы. Напомним, что тогда путем отмены разного рода льгот (сейчас они вновь существуют) практически к минимуму была сведена задолженность перед бюджетом. Под контроль были взяты расчеты за электроэнергию: упразднение теневых схем позволило до 90% увеличить уровень проплат и, соответственно, налоговых отчислений в бюджет. Сейчас же упомянутый показатель опять снизился ниже 50% отметки.

Как видим, велосипед никто не изобретал. Результативность же вышеперечисленных мер была налицо — выплата задолженностей предыдущих правительств по пенсиям и зарплатам, увеличение реальных доходов граждан и т.д. Причем все это происходило при абсолютном отсутствии финансовой поддержки со стороны международных организаций и займов на внешних рынках.

Другие статьи этого номера