О ценовой ситуации на лекарственные препараты

В целях изучения ценовой ситуации на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, сложившейся у нас за последние два месяца, государственной инспекцией по контролю за ценами в г. Севастополе проведен мониторинг розничных цен и торговых надбавок на основные (жизненно необходимые) лекарственные средства. Цены на эти лекарства являются объектами мониторинга, их перечень определен совместным приказом Минохраны здоровья и Минэкономики.Анализ ценовой ситуации на лекарства, реализуемые в сети аптечных предприятий города, показал, что из 20 препаратов, вошедших в перечень, повышение цен коснулось лекарств 2 — 5 наименований в каждом предприятии. Наиболее часто отмечен рост цен на такие препараты, как ампицилин тригидрат, коринфар, ранитидин, вакцина гонококковая, нафтизин, уголь активированный.

Госценинспекцией проанализированы основные причины увеличения уровня розничных цен (цен продажи населению). Так в большинстве случаев (60 — 70%) — это рост оптовых цен (на отечественные лекарства — оптово-отпускных цен заводов-изготовителей, на импортные — таможенной стоимости). В свою очередь, на рост оптово-отпускных цен отечественных лекарств повлияла увеличивающаяся стоимость импортной составляющей сырья, которое в основном закупается в странах Европы и оплачивается по курсу евро. Так, оптовые цены на отечественные препараты нитросорбит, нафтизин, вакцину гоноккокковую увеличились за последние два месяца на 5 — 6%. Импортные лекарства приобретаются крупными оптовыми поставщиками в основном у европейских фармацевтических заводов за валюту, поэтому уровень оптовых цен (и таможенной стоимости) на импортные лекарства также зависит от изменения курса евро.

С 1 марта по 20 апреля т.г. курс евро, установленный Нацбанком Украины, вырос с 577,2996 до 582,4619 грн за 100 EURO.

Второй причиной роста продажных цен на лекарства (как на любой товар) явилось увеличение торговой надбавки при неизменной оптовой цене. В большинстве случаев такое увеличение осуществлялось аптеками,тогда рыночная цена какого-либо препарата повышалась, а данным предприятием этот препарат приобретался еще по более низкой, «старой» оптовой цене. По результатам проведенного мониторинга резкого изменения цен на лекарства в течение двух последних месяцев не зафиксировано, ценовая ситуация в целом оставалась в городе стабильной.

Наряду с осуществлением мониторинга цен на лекарства госценинспекцией постоянно проводились проверки аптечных предприятий города по вопросу правильности формирования цен на те лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию в соответствии с постановлением Кабмина Украины и распоряжением Севгоргосадминистрации. Перечень таких лекарств обширен, определен совместным приказом Минздрава и Минэкономики, регулирование цен осуществляется путем установления предельной торговой надбавки к оптовой цене производителя отечественных препаратов или таможенной цене импортных препаратов.

Лекарства, не вошедшие в данный перечень, реализуются по свободным ценам.

В 2002 году госинспекцией проверено 20 аптечных предприятий, к 10-ти из них применены экономические санкции на сумму более 3 тысяч гривен.

Субъекты хозяйствования г. Севастополя, реализующие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, работают преимущественно с оптовыми поставщиками, не являющимися производителями лекарственных средств, или прямыми импортерами их. При продаже они используют механизм скидок к оптовой цене производителя (таможенной цене), которая может составлять до 25%. Проверить достоверность оптовой цены производителя, указанной в расходной накладной поставщика-посредника (по факту продажи первому покупателю), на уровне проверяемых госценинспекцией предприятий не представляется возможным.

Для совершенствования действующего порядка ценообразования и улучшения качества контроля за соблюдением госдисциплины цен госценинспекция направила свои предложения в Министерство экономики Украины, касающиеся установления ответственности изготовителей лекарственных препаратов и посредников при их реализации за достоверность оптовых цен лекарств, указанных в накладных поставщиков.

Хочу обратить внимание субъектов предпринимательства, занимающихся реализацией лекарственных средств: формирование регулируемых цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в аптечных предприятиях должно осуществляться с применением торговых надбавок (в пределах, установленных распоряжением СевГГА от 21.12.01 2858-р) по фактическим ценам реализации производителя (таможенной стоимости), которые фиксируются в бухгалтерском учете, с учетом предоставленных скидок покупателю.

Официальные разъяснения определения оптовой цены производится даны Минэкономики Украины как единственным централизованным органом исполнительной власти, уполномоченным давать разъяснения по вопросам ценовой политики и ценообразования, письмами от 05.03.02 18-46/100 и от 03.10.02 18-46/802 — Минохраны здоровья Украины, от 19.04.02 32/5-5/342 — журналу «Провiзор», от 16.10.02 32/5-5/955 — Черниговской облгосадминистрации.

При проверках соблюдения государственной дисциплины цен госинспекция по контролю за ценами в г. Севастополе будет руководствоваться данными разъяснениями Министерства экономики Украины, в случае их нарушения — применять экономические санкции.

Другие статьи этого номера