Слухи о смерти севастопольского вернисажа сильно преувеличены

В минувшую субботу на центральной аллее театра имени Луначарского состоялся митинг-акция, организованный художниками общественной организации профессиональных и независимых художников «Палитра». Прямо посреди вернисажа был выставлен черный гроб, в котором покоились пустые рамы от картин. Рядом соседствовали поминальный венок из искусственных цветов и ленты «Вернисажу от городской администрации с любовью», а также лозунг, выражавший основную идею митинга: «Творчество — не предпринимательство, красота души — не коммерция». Еще один лозунг задавался вопросом: «Приморский вернисаж умирает?» Пожалуй, именно на этот вопрос стоило бы поискать ответ.Выступления активистов «Палитры» проходили непосредственно у гроба. Трагизм декорации жизнерадостно скрашивали картины в стиле «примитив», изображавшие редиску, капусту и сырую рыбу, а также антоновские яблочки и неизбежный букет сирени.

Если изложить суть выступлений как художников, так и сочувствующих горожан, то свести ее можно к следующим тезисам. Над вернисажем нависла угроза, и скоро здесь, на этом святом месте, будут торговать носками. Все будет отдано перекупщикам, которые будут продавать картины по очень высоким ценам, а картины покупают и без того редко. Художник должен быть внутренне свободен, статус предпринимателя для него неприемлем. Севастопольцам по выходным негде отдохнуть, кроме как на вернисаже, сюда даже дети приходят, и это очень развивает их эстетический вкус. В городе все идет с молотка, так, может быть, продадим памятник Затопленным кораблям и Графскую пристань? Почему-то именно это предложение было поддержано бурными единодушными аплодисментами. В Америке население совершенно бездуховное, а вся красота души у нас, поэтому закрывать вернисаж никак нельзя. И в конце концов, если вернисаж закроют, наши дети вырастут животными (ни больше ни меньше). Состоялось еще одно небезынтересное заявление: не пустим варягов из Ялты, Симферополя, Евпатории на Приморский бульвар.

Были названы имена отступников, которые прошли первый тур конкурса, — они будут исключены из членов «Палитры». Правда, один из «отщепенцев» потом прокомментировал это заявление таким образом, что, как соучредитель общества, он хорошо знаком с его уставом и там нет ни одного пункта насчет исключения по такой причине.

На митинге были установлены стенды, где любой желающий мог ознакомиться с документами «за» и «против». «За» оказались председатель городского совета Валентин Борисов, начальник городского управления культуры Александр Рудометов и член комиссии горсовета по образованию, науке и культуре Ольга Миронова. Пожалуй, суть резолюций лучше всего выражает позиция Александра Рудометова: разместившееся вдоль Артбухты множество баров и ресторанов должно удовлетворить аппетиты приезжих и в этом море коммерции должен сохраниться островок культуры. В других украинских городах вернисажи органично вписываются в обстановку города и являются составной частью эстетического воспитания молодежи.

Ничего не скажешь, эмоционально и красиво. Как выразился один из сочувствующих в своем письменном обращении: возражаю со всей неприступностью. Высказывания детей и подростков было решено не зачитывать из-за большого числа непечатных выражений в адрес супостатов (одобрительный смех присутствующих).

Позиция «против» была представлена намного скромнее. Заместитель председателя Ленинской государственной администрации В.Галичий сообщает председателю общественной организации профессиональных и самодеятельных художников «Палитра» Николаю Легкому, что договор не соответствует законодательным актам Украины. При этом идет ссылка на решение горсовета 732, регламентирующее порядок выдачи разрешения на размещение объектов торговли, услуг и утвержденное положение о порядке проведения конкурса по размещению средств передвижной мелкорозничной торговой сети, услуг. Сквер перед театром Луначарского признан как раз таким местом передвижной мелкорозничной торговой сети, что подтверждается районным управлением юстиции от 24.04.03 актом 4155. В связи с этим художникам предлагается пройти конкурс, как это делают все, кто продает свой товар.

На сегодняшний день из 54 мест продано 36. Среди владельцев есть даже две телерадиокомпании, которые приобрели по шесть мест каждая, что вызвало у митингующих искреннее негодование: неужели все дикторы и операторы научились рисовать? Видимо, этот момент хорошо иллюстрирует убежденность активистов «Палитры» в том, что на самом деле картины будут-таки выставляться. А значит, вернисаж остается, картины горожане будут видеть по-прежнему, и уже не только по выходным, однако для художников условия будут другие. Как от этого пострадают поклонники их талантов, непонятно. Зато становится совершенно ясно, зачем определенная часть членов «Палитры» так активно апеллирует к общественному мнению и клеймит власти затертыми до дыр обвинениями в распродаже центра города. Очевидно также, что налицо боязнь профессиональной конкуренции, иначе откуда бы взяться призывам не пущать варягов из крымских городов? Кстати, иногородние среди 200 членов «Палитры» тоже числятся. Другой вопрос, кого именно и по каким критериям принимали в свое общество.

Небезынтересная ситуация складывается у соседей вернисажа, торгующих сувенирами на площадке рядом с Дворцом детства и юности. Три общественные организации — «Сувенир», «Чайка», «Коралл» — насчитывают 65 человек. Они тоже участвовали в конкурсе, для них стартовая цена составляла 3 тысячи гривен против одной, с которой старт начинался для художников. По словам предпринимателя Надежды Васильевой, одного из основоположников этого вида бизнеса, для покупки места за 5 тысяч гривен ей пришлось заложить машину. Многие торговцы сувенирами были вынуждены занять эти деньги в надежде их отработать в курортный сезон — расчет состоит в том, что многие зарубежные курорты сегодня небезопасны для туристов, в связи с чем ожидается огромный наплыв приезжих в Крым. Средняя цена, заплаченная на торгах, составляет 4200 гривен, а что до тех максимальных 16 тысяч, явившихся притчей во языцех на городских телеканалах, то это результат личных неприязненных отношений владельцев, которые во все времена всплывали на аукционах. Конкуренты купили места за 12 и 14 тысяч соответственно, и, по свидетельству очевидцев, торговый азарт при этом был налицо.

Председатель общества «Сувенир» Владимир Руденко считает, что законность конкурса выглядит крайне сомнительно. По его мнению, согласно действующим законам сначала должны быть проведены торги на землю, а не на рабочие места. «Мы эти места сами создали, нам же их и продали», — поддерживают его коллеги. Существуют типовые правила малых архитектурных форм, которые предполагают первоочередность права на землю. «Никто не против платить арендную плату, но нам никто ее не предлагает, — говорит Руденко. — Механизм передачи достаточно длительный, возможно, превышающий срок действия паспорта на торговое место. И где тут хоть один аспект государственной программы о поддержке малого бизнеса?»

Продавцы сувениров с момента основания своих общественных организаций оплачивают уборку мусора, свет, заключены договоры с «Озеленителем». Почти все на едином налоге, который в среднем составляет 200 гривен в месяц, — за это они имеют право на реализацию в размере 500 тысяч в год. В настоящий момент общественные организации подают протест прокурору города на незаконность депутатского решения и уже наняли в складчину адвоката для составления искового заявления в суд. И это их право как граждан и как налогоплательщиков, которые делятся заработанными деньгами.

Митинг с гробом завершился резолюцией: оставить вернисаж в том виде, в котором он есть. Исключить из рядов «Палитры» 11 отступников. Продолжать быть бедными, но гордыми и ни в коем случае не заходить в храм искусства торговцам.

Сальвадор Дали среди своих знаменитых высказываний имеет и такое: «Запомни, художник: лучше быть богатым, чем нищим». Кажется, у гения появились оппоненты.

Другие статьи этого номера