Трест, который лопнул? Взгляд изнутри

Вот уже около месяца Севастополь бурлит, город наводнен слухами: наших художников разгоняют! Городские власти продают искусство с молотка! Вернисаж, визитная карточка Ленинского района да и всего города, скоро прекратит свое существование!Впечатлительные горожане до сих пор обсуждают беспрецедентную первомайскую акцию протеста Приморского вернисажа — два часа картины на выставке были развернуты изнанкой к прогуливающимся горожанам. Одновременно активисты общественной организации профессиональных и независимых художников «Палитра» собирали подписи озадаченных горожан в поддержку художников.

Так что же произошло? В чем зерно конфликта? Как получилось, что круглогодичная выставка картин и произведений художественного творчества, которой так гордился, которую так любил город, вдруг оказалась на грани запрещения? Или все же не оказалась? Почему бунтует «Палитра»? Почему администрация района, по словам художников, оказалась глухой и бездушной к нуждам людей творческих профессий?

Мне хотелось бы довести до читателей свой взгляд на эту проблему — взгляд человека, не один год отдавшего «Палитре», в первый раз вышедшего на Приморский вернисаж в 1992 году, одиннадцать лет назад.

Помните, у О»Генри: «Любой трест лопается изнутри…» Смею уверить читателя, а также тех членов нашей организации, которые до сих пор пребывают в горьком неведении, — «Палитра» лопается изнутри…

Отбросим эмоции, рассмотрим только факты.

Для меня, как и для большинства художников Севастополя, громом среди ясного неба явился выход «Севастопольских известий» от 23 апреля 2003г., где была опубликована информация о порядке проведения конкурса по размещению средств передвижной мелкорозничной торговой сети, услуг в Ленинском районе. Из публикации следовало, что для «Палитры» места на Приморском бульваре нет! Город выделил для городских художников … только 54 коммерческих места у самого театра им. Луначарского, да и те по весьма высокой цене. А как же «Палитра»? Ведь в обществе состоит около 140 художников, выставка много лет занимала площадь от театра до Дворца детства и юности. Нужно было лично присутствовать на первом же состоявшемся сразу после выхода газеты собрании нашей организации, чтобы почувствовать все недоумение, растерянность художников, до глубины души оскорбленных странным невниманием и непониманием районных властей.

Ждали выступления председателя общества, недавно избранного на этот пост, — H.П. Легкого. Ведь только месяц назад на общем собрании он торжественно огласил, что районная администрация в лице ее председателя А.Ю. Шиловцева продлила нам договор аренды территории на Приморском бульваре на 2003 год!

Н.П. Легкий появился, попросил тишины и… с мрачной торжественностью зачитал газетный материал, который и так все члены общества уже знали наизусть. «Город нас предал, — примерно так резюмировал он свое выступление, — но мы будем бороться!»

Ну и, что называется, «Остапа понесло». То есть «понесло» руководство и активистов «Палитры». Вместо выяснения действительного положения дел — бесчисленные стихийные собрания, нелестное славословие в адрес городского начальства, упомянутая выше первомайская акция, продолжавшийся все праздники сбор подписей, призывы стоять стеной и «не поддаваться на провокации власть имущих». Возможные участники конкурса были заранее объявлены ренегатами и предателями правого дела.

Тем временем председатель организации Н.П. Легкий успешно укреплял пошатнувшуюся репутацию. «Мы докажем! Мы добьемся! Бесплатному вернисажу быть!», — торжественно провозглашал он на каждом собрании. Добровольные активисты перехватили инициативу управления «Палитры» и развернули бурную деятельность для достижения широкого общественного резонанса…

… Великое счастье и вместе с тем беда художника заключается в его, я бы сказал, «надсоциальности»: художник живет в своем собственном, идеально-иллюзорном мире, фрагменты которого он пытается донести в своих произведениях до зрителя. Художнику трудно адекватно реагировать на проявления окружающей действительности. Художнику трудно разобраться в хитросплетениях социально-политической динамики общественных процессов. Художника, словно ребенка, легко может обвести вокруг пальца нечистоплотный лицемер.

Однако наступает момент, когда художнику необходимо проснуться от социальной спячки и проявить гражданскую активность и зрелость.

К великому сожалению, большинство, уже не раз обманутое, до сих пор продолжает слепо идти за председателем «Палитры» и теми «активистами», кто преследует свои, я уверен, сугубо личные цели.

Нас же, тех, кто «пошел во власть», чтобы самим разобраться в ситуации, оказалось немного.

Хочу отметить сразу, мы были приятно поражены доступностью и вежливой терпимостью работников торгового и экономического отделов Ленинской районной администрации. Ни один наш вопрос, ни одно обращение не остались без внимания. Для меня лично такая открытостъ явилась откровением.

А вот и картина, которую удалось «нарисовать» нам после выявления всех фактов:

— ни для кого не секрет, что «Палитра» — общественная организация профессиональных и самодеятельных художников — имеет статус некоммерческой, малобюджетной организации. Согласно уставу (пункт 3.2), члены общества не имеют права осуществлять продажу картин, только выставку. Однако что в предыдущие годы постперестроечной разрухи у нас делалось «по уставу»? Вернисажи в городах России и Украины явились своеобразным спасательным кругом для людей творческих профессий, пенсионеров и инвалидов. Шли годы, севастопольский вернисаж разрастался. Со временем в противовес уставу в «Палитру» стали принимать и иногородних художников. Пенсионеры и инвалиды, за интересы которых якобы продолжает бороться председатель, оказались оттесненными на второй план преуспевающей и не очень молодежью. Постепенно скромный Приморский вернисаж превратился из выставки-немногопродажи в продажу-немноговыставку;

— конкурс по размещению мест выносной торговли был задуман как эксперимент по наполнению городского бюджета. (Мы все видим, как стал хорошеть наш город в последнее время, но мало кто задумывается, каких средств это стоит!). Оказывается, когда решался вопрос о проведении конкурса, Н.П. Легкий, как председатель общества «Палитра», был приглашен в администрацию, где был предупрежден о проведении конкурса заблаговременно! Более того, ему напрямую был задан вопрос: сколько мест он просит для «Палитры»? Его твердый ответ: «54!» был внесен в протокол, и именно столько мест город выделил для художников.

Очень хочется найти ответ на вопрос: почему все время ЛЖЕТ Н.Легкий? Городу он лжет, что в «Палитре» всего 54 постоянных члена, размещенных у театра им. Луначарского, а остальные, получается, так, непостоянные, да и не художники вовсе? Нам, художникам, сначала он лжет, что добился продления аренды территории под выставку на год; затем — что ему стало известно о конкурсе только из газет и «город его предал», что город нас «разгоняет», выделив всего 54 места. Еще позже он лжет, что «город за нас» и ему лично удалось добиться отмены конкурса. Что он был принят чуть ли не всеми должностными лицами города и опять же «все за нас и просят (!) «палитровцев» не участвовать в конкурсе, который все равно отменят…». При этом назывались фамилии достаточно высоких должностных лиц, которые наставляли (!) его бойкотировать городской конкурс! Ну не провокация ли это?

Н.Легкий и сейчас, уже после проведения первого этапа конкурса, продолжает лгать, что «Палитра» и дальше сможет стоять «беспошлинно», где стояла. Фактически Н.Легкий вновь призывает бойкотировать деятельность власти по наведению порядка в городе.

Что или кто стоит за этой ложью, за идеей оставить в «Палитре» только 54 «своих» члена? Что за игры Н. Легкий ведет, направляя организацию к пропасти? Зачем он вводит в заблуждение общественность — городские и районные власти, депутатов и в конце концов нас, членов «Палитры»? Что за злая воля руководит им?

Я уверен, что именно действия председателя спровоцировали конфликт художников с городом и именно он несет полную ответственность за происходящее. Более того, я уверен, что, если бы Н.Легкий вовремя откликнулся на предложения города, довел до рядовых художников действительные требования власти, правление «Палитры» смогло бы вовремя найти финансовый компромисс с районной администрацией: душить «Палитру» никто не собирался, город хочет и требует вывода «Палитры» из экономической тени.

Кроме того, конфликт внутри самой «Палитры» — дело рук Н. Легкого и его сподвижников: переводя стрелки на «предателей», председатель и идущие с ним в одной упряжке объявили тех, кто принял участие в конкурсе, «вне закона», призвав общее собрание немедленно исключить их из рядов общества как штрейкбрехеров. Этим был заранее заложен раскол в организации! Председатель утверждает, что, если бы ВСЕ члены общества проигнорировали конкурс, «легализации» коммерческой деятельности «Палитры» не произошло бы. Опять ложь! Более того, было озвучено решение исключать из общества «без суда и следствия» всех родственников «ренегатов». Смешно и горько — такие вот «сталинские» репрессии.

Хочу обратиться к художникам, членам общества «Палитра». Коллеги, хватит верить лжи! Нас водят за нос, нас сталкивают лбами то ли по тупости, то ли из великой подлости, КАЖДЫЙ из вас, обратившись в районную администрацию, может получить подтверждение ВСЕМ озвученным здесь фактам. Наше государство, ориентируясь на развитие социальных программ, взяло курс на легализацию теневых доходов во всех сферах экономики. Это процесс объективный и необратимый. На севастопольском Приморском вернисаже, однако, почему-то продолжает бытовать мнение, что художники налогами не облагаются по закону (?) Приходится огорчить коллег: да, мы имеем право создавать произведения искусства и никто не имеет права водить нашей кистью или брать с нас за это мзду. Однако художник ничем не отличается от, скажем, учителя или врача в том, что, получая доход, он должен заплатить полагающийся по закону налог государству. Вразрез с распускаемыми в «Палитре» слухами смею уверить крикунов — налоги для художников на удивление щадящие; к тому же малоимущие, ветераны и инвалиды пользуются большими льготами.

И последнее.

Дорогие севастопольцы и гости нашего города! Не верьте слухам и провокациям. Вернисаж жив и, надеюсь, будет жить и радовать вас еще долгие годы. Более того, теперь выставка будет работать ежедневно. А скоро работы наших художников вы сможете увидеть и в Интернете.

Да, экономические реалии таковы, что на Приморском бульваре останутся только самые востребованные художники. Мы хотим честно работать, платить налоги, нам надоели закулисные игры. Более того, достойные работы членов «Палитры», не принявших участие в конкурсе, вы все равно увидите здесь: около тридцати метров выставочных площадей отдано под реализацию их произведений. Отсеется лубок. Уровень выставки, несомненно, возрастет: добросовестная конкуренция полезна для художника.

Итак, ждем вас на Приморском вернисаже!

Другие статьи этого номера