Время собирать информацию

Владение информацией в любой отрасли считается условием успеха. Ее полнота в налоговой системе важна вдвойне. Что же нового происходит сегодня в этой области налоговой практики, каковы перспективы? Об этом беседа с начальником управления информатизации и учета государственной налоговой администрации в г.Севастополе С.И.КОСМАЧЕВОЙ.- Светлана Ильинична, удается ли налоговой службе в силу своей специфики знать «все обо всех»?

— Говорить однозначно «да» было бы преувеличением, ведь «теневая» экономика еще не призрак. Но то, что «осветлить» отечественный бизнес и коммерцию позволяет прежде всего объективная информация, бесспорно. Поэтому мы ориентированы на радикальную эффективность в информационно-аналитической работе. Причем проблема гораздо шире только организации, например, электронного документооборота с предприятиями и предпринимателями, которая сегодня тормозится из-за отсутствия закона об электронной подписи. Проект информатизации налоговой службы предусматривает в первую очередь ее демократизацию, то есть чтобы людям было удобно посещать наши офисы и быстро решать свои проблемы, а наши специалисты могли оперативно и с толком использовать весь объем информации. К сожалению, налоговой службе так и не передали функцию регистрации плательщиков, но учет платежей, обработка деклараций, работа с задолженностью, администрирование налогов, планирование проверок и многое другое постоянно совершенствуются.

— Если заглянуть в информационные кулуары налоговой «кухни», можно ли узнать, что там сегодня происходит?

— Во-первых, постороннему это просто-напросто не удастся, потому что действует режим охраны информации. Он обеспечен и на техническом уровне, и на психологическом. Если какое-то ведомство захочет получить в свое распоряжение информацию о балансе, например конкретного предприятия, оно должно будет подтвердить свое право специальным запросом. Как правило, идем навстречу правоохранительным органам и тем, кому это позволяет закон. Конкурент фирмы доступа к такой информации не получит, с этим у нас строго. Что касается информационных потоков, то их организация построена по логике структур. Действуют комплексы программного обеспечения районного, областного и центрального уровней на идеологии различных приложений. Существует и корпоративная сеть обмена информацией между отделами ГНА и районами, идет подготовительный период, чтобы запустить такой механизм между центральным и областным уровнями.

Просчитано, что целесообразно не хранить базы данных на районном уровне. В то же время важно обеспечить инспекциям доступ к такой информации через соответствующие серверы приложений и унифицированное программное обеспечение. То есть, если при проверке надо получить более глубокую информацию о плательщике другого района, это не займет много времени, в перспективе освоение такого же подхода для всей Украины.

— И все абсолютно беспроблемно?

— К сожалению, нет, потому что поток информации все-таки огромен, ведь приходится сверять и достоверность документов, например при возмещении НДС, и подлинность самого плательщика, и многое, многое другое. Специалист поймет, что для этого надо иметь программное решение, позволяющее создавать n-уровневые приложения, не зависящие от расположения компонентов в пределах сети и способные взаимодействовать через стандартизированные протоколы. А ведь еще существуют ограничения в пропускной способности каналов связи. Но и это не тупик, из него можно выйти с помощью технологий XML WEB-сервисов. Тем более что это позволяет уже сегодня и еще больше в перспективе взаимодействовать не только внутри собственной корпоративной сети, но и с Web-сервисами других органов государственного управления.

— Интересы бизнеса напрямую зависят от доступа налоговой службы, например, к банковской информации. Известно, что законодатели далеко не сразу поняли налоговиков в таком желании…

— Наверное, в чем-то это мотивированно, ведь банкиры дорожат своими клиентами. Но государственный подход, если смотреть с позиции бюджетных интересов, все же дороже. Поэтому сегодня, если налоговой службе понадобится узнать о состоянии счетов какого-то предприятия, банки не вправе отказать. Подчеркну, что налоговики пользуются этим исключительно при мотивированной необходимости и добропорядочный налогоплательщик такого «сверхвнимания» не почувствует. Кроме обмена информацией с банками, существует он по мере надобности с таможней и правоохранительными органами. На межгосударственном уровне готовятся соглашения об обмене информацией со странами, где приняты договоры об избежании двойного налогообложения, но, опережая такие договоренности, давно практикуется обмен подобной информацией по запросам и с Россией, и с Белоруссией.

— Как известно, налоговой службе поручено формирование двух мощных реестров — физических лиц и единого банка данных плательщиков налогов юридических лиц. Насколько активно используется на местах такая информация?

— В последнее время она приобрела особую актуальность в связи с введением персонифицированного учета в системе обязательного государственного пенсионного страхования. Поэтому есть возможность обмена информацией с Пенсионным фондом для сверки достоверности идентификационных номеров застрахованных физических лиц. Не секрет, что Госреестр физических лиц в перспективе станет основой для автоматизированной паспортной системы. Востребованную информацию содержит и банк данных юридических лиц, он позволяет уточнить представительство нерезидентов, неприбыльность, вхождение в реестр плательщика НДС и другие моменты.

— Как соотносится модернизация с более отдаленной перспективой?

— В этом году начат долгосрочный проект, направленный на эффективное функционирование экономики и внедрение прозрачных процедур администрирования налогов. В обосновании подчеркивается задача получения общественного доверия через повышение прозрачности, компетентности, предсказуемости и беспристрастности деятельности налоговой службы.

Другие статьи этого номера