Самая главная «военная тайна» Севастополя

Все мы родом из детства. Для многих из нас оно прошло или, по крайней мере, начиналось в другой стране. Той самой, где даже малыши очень рано начинали осознавать заветную «Военную тайну», о которую разбилось не одно поколение супостатов. И напрасно враги, чтобы выведать ее, делали «этому скрытному Мальчишу-Кибальчишу самую страшную Муку, какая только есть на свете». «Военную тайну» нельзя было сформулировать словесно. Она жила в высоком осознании каждым неразрывных связей с Отечеством и народом. На этом стоял не один Советский Союз. Таков главный принцип существования любого сильного самодостаточного государства. И не только государства.Биография города-героя Севастополя за последние 20 лет — яркое тому подтверждение. Ввиду специфики развития и особого статуса и в Российской империи, и в Советском Союзе Севастополь всегда жил с обостренным ощущением страны. Вспомните достаточно благополучную социально-экономическую обстановку в городе накануне горбачевской перестройки. И вы согласитесь: по логике обстоятельств перестроечный энтузиазм здесь должен быть умеренным… А был, если можно так выразиться, фонтанирующим: город за 1985 — 1988 годы дважды выходил победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании и награждался переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

Говорят, большое видится на расстоянии. И сегодня, в день юбилея лучшего города земли, мы с благодарностью вспоминаем имена А.П. Смолянникова, Е.В. Генералова, П.А. Власенко, В.А. Парфисенко, Ю. И. Ступникова, Е. И. Жуковой, Г.В. Осипова, В.И.Подбельцева, Н.П. Майчука, Е. А. Алисова, Б.П. Приходько, В.В. Силакова, А.Ф. Кохановой, А. М. Филиппова, Е.А. Реброва, Н.В. Багринцева и многих, многих других организаторов разных уровней, которые стали во главе этих созидательных процессов. Каждый из них — пример беззаветного служения Севастополю, Гражданин с большой буквы.

Думаю, мало на территории бывшего СССР мест, где развал страны ощущали с большей пронзительностью, чем здесь. Рушилось не просто государство. Для севастопольцев терялся смысл существования города, который практически всю свою историю находился «на государевой службе».

Для меня лично нет ничего удивительного в том, что в марте 1991 года большинство севастопольцев сначала высказались за сохранение Союза ССР как обновленной Федерации равноправных суверенных республик, а спустя девять месяцев — за независимость Украины. После крымских событий, связанных с ГКЧП, непосредственными свидетелями которых стали и севастопольцы, мало кто в городе верил, что основополагающие, складывавшиеся веками устои можно было сохранить по-другому.

Думаю, сегодня мы с благодарностью должны вспомнить первого руководителя города в тот непростой период И. Ф. Ермакова и всю его команду. Несмотря на колоссальные трудности объективного характера, они, тем не менее, старались заниматься конкретными делами, решая не только текущие, но и перспективные задачи по развитию города. В частности, экономические наработки первого заместителя И. Ф. Ермакова Э.Ф. Костоломова город использовал в течение нескольких последующих лет. Не потеряли актуальности они и сегодня.

К сожалению, молодое украинское государство не смогло сразу консолидировать усилия национальной элиты на становлении эффективных институтов укрепления и функционирования государственности (по известной причине, которую сам народ сформулировал так: «Два украинца — три атамана»). В условиях независимой Украины разрушение старой нормативно-ценностной базы пошло быстрее, чем замещение ее новой. Это вносило дисгармонию в украинские реформы, подрывало авторитет вновь создаваемых государственных структур. После больших ожиданий вместо надежд пришло разочарование… К чему на местном уровне были не готовы. Произошло то, чего в драматической истории Севастополя не было никогда: власть осталась без идеологии власти и образовавшийся вакуум тут же заполнился ностальгией по прошлому, которую в Севастополе и подогревать-то особенно не потребовалось: в течение шести лет после развала Союза традиционно градообразующий Черноморский флот продолжал нести флаги несуществующего государства, правопреемником которого объявила себя Российская Федерация. Вы помните, под каким лозунгом прошел на выборах 1994 года первый руководитель представительной власти украинского города-героя Севастополя? «Россия придет в Севастополь!»

Ясное дело, никто не собирался выполнять эти заведомо невыполнимые популистские предвыборные обещания. Но слово было сказано… И в очень скором времени между властью и избирателями пролегли пропасти площадей. По этой причине огромный созидательный потенциал севастопольского общества оказался задействованным не в полной мере, что значительно усложнило работу по укреплению государственных устоев в городе.

На площадях ничего не растет и ничего не производится. Экономика Севастополя, и без того находившаяся далеко не в блестящем состоянии, после выборов ушла в угрожающее пике.

На заседании Совета регионов при Президенте Украины, которое состоялось в апреле 1997 года, в частности отмечалось, что «социально-политическая ситуация в городе Севастополе остается напряженной и требует усиления внимания органов исполнительной власти. Несмотря на помощь со стороны государства, сохраняется тенденция к снижению производства на большинстве предприятий города, низкими остаются темпы конверсии предприятий военно-промышленного комплекса. В первом квартале текущего года объем производства промышленной продукции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился на 11 процентов (в Украине — на 6 процентов). На предприятиях города накопилось большое количество нереализованной продукции. В то же время продовольственный рынок города ориентирован на поставку значительной части продовольствия не всегда высокого качества из-за границы.

Ухудшение положения в промышленности привело к увеличению численности граждан, не занятых трудовой деятельностью.

Росту социальной напряженности в городе способствует низкая обеспеченность населения жильем. Сохраняется сложная криминогенная ситуация, прежде всего в связи с ростом тяжких преступлений и преступлений в сфере экономики».

В еще большей степени обескураживает сегодня система предлагаемых мер по выходу из этого кризиса. Регионам Украины (Винницкой, Днепропетровской, Львовской, Полтавской, Черниговской областям, правительству Автономной Республике Крым, Киевской горгосадминистрации ) директивным образом предлагалось спасать идущую ко дну экономику города-героя, который, читалось между строк, самостоятельно уже ничего сделать не мог.

Тем не менее не хотелось бы, чтобы этот период новейшей истории называли потерянным временем или временем упущенных возможностей.

Со мной, правда, пытались по данному поводу спорить, припомнив, например, так и не состоявшееся на местном уровне решение по открытию СЭЗ (свободная экономическая зона) в Севастополе. Действительно, еще в 1992 году город стал первым регионом в Украине, сделавшим практические шаги в этом направлении. В Киеве их поддержали. 25 февраля 1992 г. Президент Украины Л.М. Кравчук подписал распоряжение 21 /93 РП «О подготовке проекта закона Украины «О статусе специальной экономической зоны г. Севастополя».

Но быть утвержденным депутатами следующего ХХII созыва у этого проекта не было никаких шансов. В день выборов в местные советы 26 июня 1994 года в городе проводился и опрос населения на тему: поддерживает ли оно идею развития Севастополя как базы Черноморского флота? Подавляющее число избирателей ответили на поставленный вопрос утвердительно, и 19 апреля 1995 года городской совет ХХII созыва постановил решение горсовета 130 от 29 октября 1992 года «О создании в г. Севастополе специальной экономической зоны» считать утратившим силу.

Думается, правильнее назвать этот период временем работы над ошибками. Тогдашним руководителям города в лице Н.М. Глушко, а потом и В.М. Семенова, командующим ВМСУ и ЧФ РФ адмиралам В. Г. Безкоровайному, М.Б. Ежелю, Э.Д. Балтину, В.А. Кравченко, лидерам ряда влиятельных политических партий и общественных организаций, самим севастопольцам хватило мудрости и взаимного уважения, чтобы не дойти до самой опасной черты. И мы именно тогда поняли: политика может быть концентрированным выражением экономики, но ни в коем случае не наоборот.

Всего год (с апреля 1998 по апрель 1999 года) городом руководил Б.А. Кучер. Но за столь короткий период он сумел сделать главное: все бушевавшие в городе политические споры публично перевел на язык экономики. Это сегодня мы совершенно спокойно озвучиваем, что потери городского бюджета вследствие пребывания на территории Севастополя военных формирований двух государств превышают 120 млн гривен. Но тогда на заявления подобного рода требовались огромное гражданское мужество и очень обостренная ответственность за будущее Севастополя. Борис Александрович в полной мере обладал и тем, и другим.

В немалой степени благодаря именно этому севастопольцам удалось убедить Президента Л.Д. Кучму в принятии неординарных решений по Севастополю. 16 июля 1998 года глава нашего государства подписал Указ «О мерах по поддержке социально-экономического развития города Севастополя». Им устанавливалось, что объем расходов бюджета города Севастополя должен быть не меньше суммы налогов и сборов (обязательных платежей), которые собирают на территории города Севастополя, за исключением обязательных платежей в государственные целевые фонды.

Думаю, то, как мы распорядились в дальнейшем этим наследством Бориса Александровича, может служить самым лучшим памятником в его честь. За последние четыре года городской бюджет вырос в три с половиной раза (среднегодовой прирост — около 70 млн гривен!). Уже в 1999 году одним из первых в Украине город рассчитался с 30-миллионным долгом по зарплате бюджетникам, увеличил финансирование коммунального хозяйства, народного образования, здравоохранения. Даже бюджет 2000 года кое-кто осторожно пытался называть «бюджетом с элементами развития».

Это было замечено в городе: севастопольцы не просто устали от бесконечного полета в пропасть. Они хотели реальных перемен к лучшему.

На этом уже можно было собирать команду единомышленников. Очень важно убедить людей: у жизни черновиков не бывает, у нас достаточно сил влиять на обстоятельства, а в таком замечательном доме, как Севастополь, надо не выживать, а просто жить. Для меня это и сегодня самый принципиальный момент: как сами к себе относимся, так к нам будут относиться и другие.

Так уж получилось, что ровно четыре года назад, накануне Дня города, мы заявили, что сориентированы на проведение политики социального партнерства.

Главный акцент был сделан на выявление социально активных севастопольцев, способных личным примером воодушевить и повести за собой многих. «Под них был взят жесткий курс на активизацию работы органов самоорганизации населения (по состоянию на 1.06.03г. в городе действует более 1,5 тыс. домовых, уличных, квартальных и др. комитетов). Изменены подходы при подготовке Регионального соглашения (в сторону увеличения пунктов трехсторонней ответственности), изменен состав подписантов (с 2002 года под соглашением появилась подпись председателя Севастопольской городской организации работодателей Н.П. Майчука). Учрежден городской конкурс на звание «Лучший работодатель». После многолетней паузы возобновлена городская Доска почета. По инициативе горгосадминистрации принято совместное с городским советом решение об учреждении трех степеней наград г. Севастополя.

Эти шаги простимулировали появление городской традиции проведения праздника труда — мероприятия по публичному чествованию севастопольцев, добивающихся высоких результатов в профессиональной деятельности. Праздник труда в юбилейном для Севастополя 2003 году прошел в третий раз, то есть действительно стал традиционным.

Краеугольным камнем в реализации идеологии социального партнерства в условиях Севастополя были как фонообразующие, конечно же, взаимоотношения между флотами Украины и Российской Федерации. Развиваясь по схеме накопления взаимных обид, они были серьезным раздражителем и в межгосударственных отношениях и весьма ощутимо подогревали общественно-политическую ситуацию в самом городе. Обстановку можно охарактеризовать всего одной фразой: никто не хотел уступать. Или никто не решался взять на себя ответственность, по крайней мере, отранжировать накопившиеся проблемы и определить уровень принятия по ним решений. Пришлось это сделать администрации. В мае 1999 года, когда в Севастополе собрались эксперты подкомиссии по проблемам базирования Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, мы, так сказать, явочным порядком выдали не только построенной, но уже и работающей школе 8 МО РФ соответствующее свидетельство о регистрации ее на территории Севастополя. Таким образом, был создан прецедент. Я рад, что тот, давний уже, эпизод командование флота расценило верно: как приглашение к совместному решению городских проблем. «Народная дипломатия» развивается динамичней официальной. На сегодня у нас в Севастополе действительно нет разделения людей на «своих» и «чужих». Все наши… Я искренне благодарен бывшим командующим ВМСУ и ЧФ РФ адмиралам М.Б. Ежелю и В. П. Комоедову за полное взаимопонимание наших общих задач. Убежден, что и с новыми командующими контр-адмиралом И. В. Князем и вице-адмиралом В. В. Масориным у города отношения будут складываться не менее успешно, чем с их предшественниками.

Базовой, я бы даже сказал, универсальной организацией для расширения и укрепления идеологии социального партнерства стала городская организация ВОДС «Злагода». На разных этапах новейшей истории очень демократичная система «Злагоды» могла консолидировать в интересах созидания не только политические силы центристского толка, но и региональные представительства партий и общественных организаций, заявлявших о своей оппозиционности в масштабах Украины. Думаю, это нормально, нас объединяет главное: все мы — севастопольцы!

Параллельно с формированием социальной базы реформ на региональном уровне мы изменили и порядок взаимодействия двух ветвей власти: представительной и исполнительной. Я благодарен Василию Михайловичу Пархоменко за то, что в период нашей работы с городским советом прошлого созыва интересы города для Василия Михайловича всегда были выше политических амбиций и пристрастий. Это позволило нам решить целый комплекс проблем, снизив социальную напряженность в городе, принять так называемую малую конституцию, ряд принципиальных положений, регулирующих отношения двух ветвей власти в условиях отсутствия закона о статусе Севастополя.

Депутаты нового 24 созыва преемственность в этом отношении сохраняют. Уже пятый год подряд городской совет утверждает разработанные администрацией Программы социально-экономического развития города. Сегодня программно-целевой подход является основной характерной особенностью устойчивого развития севастопольского региона. С марта прошлого года горсовет, возглавляемый В. М. Борисовым, принял уже 23 подготовленные администрацией общегородские программы, которые сейчас успешно реализуются.

Предпринимаемая система мер в комплексе и стала одним из основных факторов стабилизации и роста экономики Севастополя.

Уже четвертый год показатели роста объемов производства в регионе стабильно превышают среднеукраинские. По темпу роста объемов промышленного производства Севастополь занимает 8-е место (из 27), по темпу прироста экспорта товаров — 6-е. Уровень официально зарегистрированной безработицы у нас один из самых низких в Украине. По показателю трудоустройства в прошлом году мы вышли на первое место среди областных центров страны. А по объему инвестиций в основной капитал Севастополь занимает сегодня первую рейтинговую позицию в Украине. Город настолько активно строится, что собственных специалистов уже не хватает и мы вынуждены приглашать их из других регионов. Последние два года идет удвоение внутренних инвестиций. Местные предприниматели понимают, что скоро в регион придет крупный инвестор. И потому спешат. За последние два года общее количество зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности выросло более чем на 12 процентов. Это при общем их количестве свыше 30 тыс. юридических и физических лиц является весьма существенным показателем роста. Особенно отрадно отметить, что темп роста реально действующих и уплачивающих налоги субъектов значительно превышает рост зарегистрированных и составляет 35,3 процента. Доля поступлений налогов и сборов в сводный бюджет по севастопольскому региону от малого и среднего бизнеса в последние три года стабильно превышает 30 процентов, а в отдельные периоды доходит до сорока.

Производство, культура, наука Севастополя действительно поднимаются. И поднимаются по всем направлениям. Чтобы убедиться в этом, не надо, как говорится, далеко ходить. Посмотрите на городскую Доску почета, которую мы обновили в очередной — третий раз. Врач городской больницы 1 Ю. Б. Бакастова, электросварщик строительного управления 528 Ю. М. Басов, водитель АТП-14330 З. К. Велиев, заведующий кафедрой Севастопольского национального технического университета А. Н. Веселков, заведующая дошкольным учреждением 22 Л. Н. Глаголева, председатель правления ОАО «Севастопольгаз» А. А. Калиновский, начальник цеха предприятия «Завод «Муссон-гамма» В. Н. Кольцов, лейтенант милиции следственного отдела Ленинского райотдела УМВД Украины в г. Севастополе Г. Г. Кузнецов, специальный корреспондент телерадиокомпании «Бриз ВМСУ» В. В. Матвиенко, командир воинской части подполковник С. Д. Мельников, генеральный директор ООО «Севморверфь» ОАО «Севморзавод» Ю. А. Михайлик, технолог рыбопродукции ООО «Промпродсервис» Л.И. Нагорная, начальник товарно-транспортного цеха 1 ООО «Югторсан» Л. А. Новоселова, виноградарь ГП «Совхоз-завод им. П. Осипенко» В. Т. Онофрейчук, специалист МЧП «Бутан» Л. П. Сафонова, заместитель директора предприятия «Оздоровительный комплекс «Чайка» Л. А. Симонова, начальник отдела культуры Нахимовской районной государственной администрации Л. М. Талах, тракторист ГП «Совхоз-завод «Качинский» А. Н. Трохин, мастер котлотурбинного цеха Севастопольской тепловой электростанции ГП «Крымские генерирующие системы» Н. И. Хомутов, машинистка ГКП «Севгорводоканал» Т. А. Чайковская — вот лишь очень малая часть тех, кто делать честь и славу сегодняшнему Севастополю.

Все это свидетельствует о главном. Мы правильно определились с приоритетами развития города как центра рекреации, международного и православного туризма, науки, промышленности, места базирования флотов двух дружественных государств. Под это подведена уже не только, как говорится, идеологическая, но и определенная нормативная база в виде утвержденной правительством Программы социально-экономического развития города на период 2001 — 2005 годов, Концепции развития Севастополя до 2020 года, недавно утвержденной городским советом Региональной программы развития туризма в Севастополе до 2010 года.

Сегодня мы уже можем на примерах ответить на вопрос скептиков: если есть рост макроэкономических показателей, то почему этого незаметно в реальной жизни среднестатистического гражданина? Уже заметно. Средняя заработная плата по Севастополю превышает официально установленный Верховной Радой Украины прожиточный минимум, в социальной сфере реализованы стандарты опережающего уровень инфляции роста среднемесячной заработной платы и среднего размера пенсий. В бюджете 2003 года, притом что он, несомненно, является бюджетом развития (рост расходов по капвложениям — 2,5 раза), существенно усилена и социальная составляющая. Финансирование по реализации Программы адресной социальной поддержки «Содействие-2003» увеличено с 400 тыс. грн в прошлом году до 1750 тыс. грн в текущем. Вдвое увеличены расходы на приобретение медикаментов в больницах. Впервые выделены средства на решение неотложных социально-экономических проблем в избирательных округах — по 20 тыс. грн на округ. Половину этого «депутатского фонда» планируется направить на материальную помощь, остальное — на ремонт жилья.

Мы не стали, как говорится, дожидаться милостей от Минфина и 12 млн грн предусмотрели в бюджете на повышение минимальной зарплаты.

Впервые мы выделили средства на поддержку сельского учительства. На вторичном рынке жилья для них накануне Дня города приобретены 2 квартиры и дом. Такая практика будет продолжена. На эти цели в текущем году будет израсходовано 100 тыс. грн бюджетных средств.

Впервые в новейшей истории города за счет Фонда социального страхования в нынешнем сезоне решено продотировать отдых севастопольской детворы. Всего за 10 процентов от реальной стоимости путевки в лагерях оздоровятся полторы тысячи юных севастопольцев.

По итогам прошлого года мы вышли на первое место в стране по демографическому развитию и развитию рынка труда, на третье — по уровню материального благосостояния и развитию социальной сферы, на восьмое — по финансированию человеческого развития, на десятое — по условиям проживания населения. Впервые за последние 8 лет в городе родились 3055 младенцев. Впервые количество прибывших в город на постоянное место жительства превысило число выехавших (на 40 процентов).

Цифры, впрочем, утомляют. Выйдите на улицу и полюбуйтесь женщинами. Очень много беременных. Будет жить Севастополь!

По посещаемости туристами наш город сегодня входит в пятерку самых популярных регионов страны. Достопримечательностей у нас действительно предостаточно… Но едут не только за этим. Знаете, где вспомнилась гайдаровская сказка? 19 мая на шествии Союза детских организаций Севастополя, который объединяет 20 тысяч севастопольских мальчишек и девчонок. Видел лица, глаза, жесты наших детей… И вдруг понял: а ведь они уже знают самую главную «военную тайну» Севастополя. Знают то важное, что в круговерти непростой жизни начали забывать мы, взрослые. Давайте вспомним — день самый что ни на есть подходящий.

С праздником, город! С праздником, севастопольцы! С праздником всех, кто меня понял!

Другие статьи этого номера