Дружба соседей: горючий аспект

Несмотря на провозглашенное стратегическое партнерство, двусторонние отношения Украины и Российской Федерации гладкими не могут назвать даже самые закоренелые оптимисты. Количество проблем, сопровождающих развитие сотрудничества между нашими странами, действительно впечатляет. Раздел собственности бывшего СССР, проблема Черноморского флота, сменяющие друг друга торговые войны, стремление обеих стран вступить во Всемирную торговую организацию — далеко не полный перечень преград, в разные времена стоящих на пути цивилизованного развития отношений двух братских народов.В приведенном выше перечне сознательно опущена топливно-энергетическая составляющая. Данный сегмент двусторонних отношений уже давно стал притчей во языцех и венцом противоречий между двумя государствами. Те или иные проблемы, связанные каким-то образом с нефтью или газом, всплывают повсеместно.

Взять, к примеру, попытки создания зоны свободной торговли (ЗСТ) на просторах СНГ. Ни для кого не секрет, что соответствующая правовая база существует уже почти 10 лет. Тем не менее ЗСТ до сих пор так и не начала функционировать. Формально причиной этого является нератификация соответствующего соглашения российским парламентом. На самом же деле отказ от ратификации продиктован нежеланием России включать в перечень беспошлинно торгуемых товаров нефть и газ, составляющих львиную долю экспорта страны и являющихся значительным источником наполнения федерального бюджета. Актуальность создания ЗСТ между Украиной, Россией и другими странами СНГ не спадает и сегодня.

До сих пор так и остается не до конца решенным вопрос с урегулированием газовых долгов Украины перед Российской Федерацией. На протяжении 90-х годов прошлого века, потребляя импортируемый из России газ, используя различного рода махинации, легальность которых вызывает серьезные сомнения, отечественные предприятия не удосуживались за него платить. В результате долг перед соседями возрастал в геометрической прогрессии. С учетом объемов, якобы несанкционированно изъятых Украиной из газотранспортных магистралей, долг составил круглую сумму.

Надо сказать, что Украина с честью вышла из сложившейся ситуации. Правительство Виктора Ющенко, на плечи которого легла вся тяжесть разгребания газовых «авгиевых конюшен», провело несколько раундов переговоров со своими московскими коллегами. В результате главами правительств Украины и России в декабре 2000 года был подписан меморандум об урегулировании украинской задолженности за поставки российского газа и сотрудничестве в газовой сфере. Вопреки требованиям Москвы газовые долги так и не были оформлены в качестве государственного долга Украины, а были оставлены за НАК «Нефтегаз Украины» в качестве корпоративного долга. Более того, Ющенко со товарищи удалось снизить долговые претензии наших соседей с более чем 2 миллиардов долларов до 1,4 миллиарда — суммы, из которой изначально исходила украинская сторона.

Однако правительство Анатолия Кинаха так и не смогло добиться принятия Москвой облигаций, выпущенных «Нефтегазом Украины» на зафиксированную сумму долга. В результате вопрос повис в воздухе.

События последних дней также не прибавляют поводов для оптимизма. На поверхность всплыл еще один блок противоречий. На этот раз в нефтяном сегменте. Не секрет, что в наследство от бывшего СССР, кроме одной из крупнейших в мире системы газопроводов, Украина получила также практически тотальную зависимость от поставок российских энергоносителей. Следуя принципу диверсификации источников, в середине 90-х годов прошлого века Украина инициировала строительство (завершенное более года назад) нефтепровода «Одесса — Броды», который призван не только снизить энергетическую зависимость от нашего северного соседа, но и давать возможность Украине получать многомиллионные доходы от транзита нефти, добываемой в Каспийском регионе, европейским потребителям.

Прошедшая недавно в Брюсселе презентация данного проекта с продлением нефтепровода до польского города Гданьска получила полную поддержку не только со стороны Еврокомиссии, но и США. В результате Украина вплотную подошла к реализации своей мечты о диверсификации источников энергоресурсов. Однако есть одно «но». Такая ситуация явно не с руки нашим северным соседям, которые препятствовали реализации проекта «Одесса — Броды» еще во время строительства нефтепровода. Сейчас же они активизировались в связи с успехами презентации в Европе. Все чаще начала появляться информация о возможности использования нефтепровода «Одесса — Броды» российскими компаниями в реверсном режиме — из Бродов в Одессу и якобы коммерческой выгоде данного варианта.

Несмотря на заверения отечественных чиновников о неизменности планов по эксплуатации нефтепровода, на самом высоком уровне идею использования нефтепровода «Одесса — Броды» в обратном направлении никто не отбрасывал.

В каком ключе будет развиваться ситуация с нефтепроводом и как решится комплекс других проблем в нефтегазовой сфере — сейчас сказать сложно. Ведь в преддверии президентских выборов так называемый «российский фактор», бесспорно, будет иметь огромное влияние на принятие ключевых решений. Хочется верить, что интересы государства не станут при этом разменной монетой.

Другие статьи этого номера