Налоговиков в народе всё больше уважают

«Вы нас уважаете?» — так писала наша газета три месяца назад об основном, на взгляд журналистов, интересе налоговиков в первом в Севастополе социологическом опросе налогоплательщиков и просто жителей города. Эти исследования налоговики, как и обещали, сделали регулярными. И в ходе второго квартала они выяснили, что их популярность растет: теперь на хорошо ее оценивают уже 39,2% ответивших на вопросы анкеты (в первом квартале — 37,5%, здесь и далее в скобках для сравнения — результаты первого опроса) и на удовлетворительно — 43,3% (43,4).Всего сотрудниками районных налоговых инспекций и городской госналоговой администрации на этот раз опрошено 1030 граждан (1070), что составляет 12% (12,5) от числа субъектов хозяйствования, состоящих на учете в налоговых органах нашего региона. Это были рабочие, пенсионеры, безработные, студенты, военнослужащие. Но больше всего интервью давали предприниматели — 35,6% и служащие — 37,6%. Среди опрошенных преобладали 35 — 50-летние — почти 40%, а также те, кому от 25 до 35 и кто идет им на смену в бизнесе — 30,6%.

Охотнее всего в опросе участвовали люди с высшим 59,4% (63,5) и средним специальным образованием 28,5%(28,1). И в этом видна их заинтересованность в будущем. Стало больше тех, кто ушел в предпринимательство сразу после школы: 12,1% (8,4).

Что касается одного из главных вопросов налогоплательщикам, какие факторы негативно влияют на авторитет налоговых органов, то уже более половины — 51,8% (27,3) — объединились в своем мнении, что более всего вредит… само несовершенное, запутанное налоговое законодательство. Отметим: резкий скачок повышения самосознания и грамотности населения!

Примерно четверть участников опроса причиной того, что налоговые службы еще не стали «почти родными» для всех, видят в высоком уровне налогов при общей бедности народа. Много стало тех, кто считает, что набирать авторитет налоговикам мешает низкая оснащенность их рабочих мест… компьютерной техникой — 4,7% (5,8). Еще больше уверенных, что главная «беда» в этой области — некомпетентность самих работников налоговых служб — 5,8% (1,4). Затруднились (поскромничали?) заполнить эту графу на этот раз 11,5% (32,6). То есть «задумавшихся надолго» осталась треть. Остальные уже сформулировали свое отношение к «налоговому авторитету».

Как и раньше, почти каждый третий — 32,6% (32,8) и каждый второй — 49,2% (48,6) оценили работу налоговиков как удовлетворительную и хорошую, а высший балл поставил уже каждый десятый — 10,3 (8,3)! Зато возрос и процент недовольных эффективностью деятельности «сборщиков податей»: с 4,5 до 8,3. Можно сказать, что среда налогоплательщиков все более поляризуется: на «добропорядочных», «лояльных» и «непримиримых». Правда, последних стало заметно меньше. Большинство видят в налоговиках партнеров.

К сожалению, почти на прежнем уровне остается налоговая культура опрошенных лиц: процентные ставки, по которым они сами платят налоги, смогли назвать 66,4% (68,4) респондентов, иногда ими интересуются еще 17,7% (14,4). Не помнят, не знают и не хотят в них разбираться соответственно: 8 (7,4), 5,2 (5) и 2,7 (4,8) процента.

Уменьшилось число оптимистов, не сталкивающихся со случаями грубости, невнимания и равнодушия в налоговых органах — с 51,4 до 46,5%. Естественно, возросло число «клиентов» ГНА и райинспекций — сразу с 28,4 до 38,4%, которые попадали в такие ситуации и стояли в очередях, но лишь иногда. Зато заметно поредели ряды тех, кто с налоговыми службами вообще не контактировал, и тех, кого там постоянно, по их словам, «обижают», примерно поровну — на уровне 3 — 3,4% (5 — 8).

В вопросе о высоте «планки» налогов мнения по-прежнему диаметрально противоположны: нормальным или немного завышенным этот уровень считают 41,4% (36,8), а 48,4% (49,6) — очень высоким. Если учесть 6,1% (6,4) затруднившихся ответить и 4,1% (7,2) тех, кто заявил: «Пусть берут много, но используют прозрачно и разумно», то получится примерно «50х50».

Немного развеялся ореол «опасности» в работе налоговиков: его видят теперь 42,1% респондентов (45,6), не различают его уже 34,9%, а не четверть, как было при первом опросе. Тогда ответом на данный вопрос «замолчали» 25,3%, ныне — 23%. Все еще думают. Что ж, мыслительный процесс — вещь полезная! Особенно стоит поразмышлять о цифрах, отражающих сегодняшние деловые отношения индивидуумов рынка и стражей госказны.

Другие статьи этого номера