Осторожно: «палево»!

Современный рынок алкогольных напитков характеризуется наличием большого количества фальсификата: с 1998-го по 2003 год в Украине количество смертей от употребления некачественных алкогольных напитков увеличилось с 7700 до 10300 в год соответственно.По данным правоохранительных органов, с марта 2002-го по апрель 2003 года в Севастополе всего по фактам фальсификации алкогольных напитков было заведено 9 уголовных дел. Изъято из обращения 22000 бутылок водки, 600 л самодельного вина, 200 л спирта.

Что же означает термин «фальсификация алкогольных напитков»? Это подделка (обманные изменения) продукта по происхождению (месту производства) или по составу и свойствам путем добавления безвредных или вредных для здоровья веществ, а также выработка алкогольных суррогатов с целью сбыта. К основным видам фальсификации можно отнести:

— подделку дешевых алкогольных напитков под лучшие отечественные и иностранные марки;

— несоблюдение требуемых сроков выдержки коньяков и марочных вин;

— добавление нерегламентированных веществ (искусственных подсластителей, красителей и ароматизаторов);

— изготовление суррогатных напитков путем добавления воды, вытяжек и отваров растительного сырья в спирты различного происхождения;

— производство суррогатов вин путем экстракции водой виноградных выжимок (отходов виноделия) или изюма.

В качестве примера стоит привести изготовление суррогатов красных вин, пользующихся повышенным спросом у потребителя, путем добавления красителя в белые вина.

Фальсификация алкогольных напитков имеет глубокие корни. С ней боролись уже в первом веке до н.э. И развивалась она параллельно с виноделием. В результате этой борьбы уже в XIX веке выделилась самостоятельная наука о распознании фальсификатов — энохимия.

Как же распознать фальсификат? На этот вопрос отвечает Елена Ланина, заместитель начальника отдела качества СГЦСМС: «Комплексная экспертная оценка включает:

— определение соответствия требованиям НД и оригинальной характеристике продукта его внешнего вида, упаковки и маркировки, в том числе наличия и происхождения акцизных марок;

— дегустацию как определяющий и направляющий этап идентификации (особенно в сравнении с эталонным продуктом);

— определение физико-химического состава, в т.ч. наличия нерегламентированных веществ;

— определение физических характеристик;

— расчет интегральных показателей.

Проблема наличия фальсификата на рынке алкогольных напитков стала предметом обсуждения на Третьем всеукраинском съезде качества. Его резолюцией рекомендовано дополнить «Программу защиты прав потребителей на 2003 — 2005 гг.», в частности, относительно создания информационно-аналитического центра международной сети ISONET и центра оперативного взаимного извещения органов госнадзора и контроля выявления опасных, некачественных и фальсифицированных товаров.

Также рекомендовано Госпотребстандарту Украины при участии ГНА Украины и МВД осуществить меры по усилению контроля за производством и реализацией алкогольных и табачных изделий. С этой целью осуществить программу электронного маркирования и создания электронного банка данных, которая позволила бы отслеживать движение каждой единицы товара от производителя (поставщика) до предприятий розничной торговли.

Региональной программой защиты прав потребителей на 2003 — 2005 гг. предусмотрено проведение комплексных проверок субъектов предпринимательской деятельности сферы торговли при хранении, транспортировке и реализации алкогольных напитков с обязательным отбором образцов на лабораторные исследования.

Другие статьи этого номера