Точку в дебатах о целесообразности работы плавдока и плавмастерской судоремонтного завода «Металлист» в Балаклавской бухте поставило поручение Президента Украины, подписанное 4 июня. Теперь нет сомнений, что доковый участок покинет бухту. Вопрос лишь в сроках его передислокации и в источниках финансирования операции. По разным оценкам, потребуется от двух до семи миллионов гривен.
Санитарные врачи, инспекция охраны Черного моря и управление экологии еще 1 июня предписывали прекратить эксплуатацию экологически опасного объекта. Руководство завода и Министерство обороны клятвенно пообещали учесть все замечания природоохранных служб и устранить недостатки, но молили не останавливать работу участка. Срок передислокации просили отложить до первого квартала 2004 г., чтобы не терять портфель заказов на 2003 год и живые деньги за ремонт судов. В спешном порядке даже начали ремонтные работы для сбора и откачки на берег фекальных стоков. Чтобы устранить все нарушения, легче новый док в новом месте построить. Напомним, что основная претензия именно в дислокации пыльного, шумного производства в жилой зоне. Так что можно лишь условно признать принятые меры достаточными.
Мнения разделились от «Ура! Передислокация!» до «Увы, передислокация!» и даже до полного неприятия ее. Понять судоремонтников можно. Привыкли они рядом с домом трудиться, на свежем воздухе, вдали от других вредных предприятий. Кое-кто уже смирился и готов ежедневно ездить на работу в Стрелецкую бухту (именно туда предполагается перевести док). Лишь бы деньги вовремя платили. А зарплата на участке за два месяца выросла до 500 грн.
В поручении Президента установлен конкретный срок — 1 июля — для определения дальнейшей судьбы судоремонтного завода «Металлист». Экологи готовы смириться с тем, что доковый участок выполнит на прежнем месте еще несколько заказов, но лишь при жестких условиях выполнения требований природоохранного законодательства Украины.