Но он, не задумываясь, возвращался в родной Севастополь

И если вам довелось недавно побывать на концерте в честь открытия девятого международного фестиваля «Золотая рыбка», то вас не мог не потрясти мощный финал этого удивительного праздника. Борис Миронов стоял за дирижерским пультом, а послушный его руке огромный коллектив из музыкантов и вокалистов исполнял гимн во славу родной земли. Это была многокрасочная кантата, написанная им на слова Ирины Деминой, разукрашенная талантом солистов оркестра русских народных инструментов и эстрадно-симфонического оркестра, расцвеченная мастерством народных ансамблей Дворца детства и юности — «Калинка», «Алые маки», «Калейдоскоп», хора народной песни культурного комплекса «Корабел», а также при участии солиста ансамбля ЧФ Евгения Устинова. Это произведение, в которое на фоне слов многоголосого хора «Славься, мой город, святыня!» органично вплетается звон колоколов, способно украсить самый высокий праздник.Два города, два моря стали важнейшими вехами творческой биографии Бориса Миронова: Архангельск и Севастополь, Белое и Черное моря. И хотя минуло шесть десятилетий, он хранит в памяти мельчайшие детали: война, разбомбленный город, голодные дети, вспухшие животы.

— Жили мы в Соломбале на набережной им. Г. Седова. Сидишь, бывало, на печке-голландке и ждешь с нетерпением маму: она ушла добывать еду. Коротая время, я брал старенькую семиструнную гитару и еще неумелыми стылыми пальцами подбирал знакомые мелодии… Еще пацанами мы научились тушить «зажигалки», вязать сети для заградительных мин, научились любить свой город и ненавидеть фашистов.

Он родился и рос в семье потомственных мореплавателей. И талантом пошел в родителей. Его отец хорошо играл на баяне, а мама пела в Северном русском народном хоре. Все потом складывалось естественно для талантливого мальчика — оркестр народных инструментов Дворца пионеров, Архангельское музыкальное училище, где он увлекся игрой на трубе и познавал законы инструментовки, военный духовой оркестр, в который он был зачислен воспитанником. И наконец работа в ансамбле песни и пляски Беломорского военного округа: сначала он был музыкантом-исполнителем (первая труба), а вскоре уже и руководителем оркестра.

Талантливых музыкантов много. Но вот талантливых музыкантов-воспитателей гораздо меньше. Как и почему у Бориса Миронова проявились поразительные педагогические способности, сказать сложно, однако еще в ту юношескую пору он параллельно с основной работой начинает преподавательскую деятельность в школах г.Архангельска. Созданные им детский духовой оркестр, пионерский ансамбль песни и танца, студенческий эстрадный оркестр получили признание далеко за пределами Архангельска. Незабываемыми стали поездка пионерского ансамбля (360 участников!) на ВДНХ и признание этого коллектива как лучшего среди образовательных школ РСФСР. В Москве Борис Миронов знакомится с известными музыкантами и композиторами В.С.Локтевым, С.О.Дунаевским, А.И.Островским, А.В.Свешниковым и из их уст получает высокую оценку своей музыкально-педагогической деятельности.

Так что к тому времени, когда Миронов переехал в Севастополь, он уже был признанным дирижером и композитором. Не случайно его творчеству посвящено множество страниц в недавно изданной в Архангельске трехтомной истории музыкальной культуры края, а его самого на протяжении десятилетий неоднократно приглашали с концертами на родину, что, кстати, он весьма успешно осуществлял с оркестром Севастопольского Дворца детства и юности.

Но прежде чем начать разговор о своей творческой судьбе в Севастополе, Борис Алексеевич говорит о своей музе — жене, друге, коллеге Александре Алексеевне — Сашеньке, как он всегда ласково ее именует. Это ей он посвятил одну из первых своих севастопольских песен — «Севастопольский снежок».

— Какой такой севастопольский снежок? — удивлялся его друг поэт Николай Криванчиков, когда Борис делился с ним своими планами. — Да у нас снег бывает раз в год!

— Вот потому-то и интересно, — доказывал Борис. — Вот представь, познакомился матрос с девушкой в новогоднюю ночь. Шел снежок. «А когда встретимся?» — спрашивает матрос. «А когда снова выпадет севастопольский снежок», — отвечает девушка.

Не догадывался тогда Николай Криванчиков, что песня эта, оказывается, была про Сашеньку, про знакомство, которое и положило начало их долгой счастливой семейной жизни. А песня про снежок пришлась по сердцу севастопольцам. Ее включил в свой репертуар ансамбль ЧФ под управлением Бориса Боголепова.

— Я счастливый человек, потому писал свои песни на слова коллег и друзей — Николая Криванчикова, Афанасия Красовского, Александра Аксенова, Ивана Тучкова, Романа Болтачева.

А как музыканта и композитора Миронова открыли для севастопольцев известные журналисты «Славы Севастополя» Дмитрий Ткаченко и Владимир Шаламаев. И вообще, считает Миронов, «Слава Севастополя» сыграла большую роль в его творчестве, именно из ее страниц он черпал темы своих произведений. И особенно гордится он, что стал лауреатом открытого песенного конкурса, объявленного редакцией «Славы Севастополя» к 200-летию города. Именно тогда он написал одно из лучших своих творений — «Севастополь — песня моя».

Борис Миронов — автор музыки к документальным фильмам «Подвиг Севастополя» и «Севастополь, Севастополь», где его «Балладу о Севастополе» исполнял народный артист СССР Иосиф Кобзон. Он — автор песенных сборников «Мы любим Родину свою», «Мы — севастопольцы», «Живите долго-долго», «Здравствуй, Ласпи!» А к нынешнему его юбилею вышел из печати музыкально-поэтический сборник «Душа».

Песни песнями. Но что представлял бы собой Миронов без своих творческих коллективов? С 1963 года он работает в Севастопольском Дворце детства и юности. Вначале руководил хором мальчиков. Когда приехавший в Севастополь известный итальянский детский писатель Джанни Родари услышал этот хор, он пришел в восхищение. Потом в течение 20 лет Миронов руководил молодежным ансамблем «Юность». Именно в этом коллективе вырастали его замечательные воспитанники, его истинная гордость: заслуженный артист Украины Александр Иванов, солист Мариинского театра оперы и балета (Санкт-Петербург) заслуженный артист России Владимир Самсонов, солистка Венской оперы Людмила Вехова, солист Московского детского театра оперы имени Наталии Сац Василий Овчинников, заслуженный работник культуры Российской Федерации Людмила Комарова… хотя, в общем-то, вокалистов коллектив и не должен был готовить. А вот учеников-инструменталистов очень много, его ребята играют в оркестрах Украины, России и дальнего зарубежья.

Пятнадцать лет назад Миронов создал главное свое детище — молодежный эстрадно-симфонический оркестр. Как подтвердило время, подобного коллектива не то что в Крыму, в Украине нет. Инициатива в организации этого оркестра, подчеркивает Борис Миронов, принадлежит директору Дворца детства и юности Валентине Александровне Сытник. За эти годы коллектив давал концерты в Киеве, Москве, Симферополе, Ялте, Феодосии, выступал по городам «Золотого кольца» России, участвовал в концерте на первом съезде учителей Украины, дважды был приглашен для выступлений на ВДНХ Украины.

Оркестр — его радость, его гордость, его боль. Вся его жизнь. Миронов воспитывает юных музыкантов, пестует, заботится об их успехах, как о своих собственных. Разные ребята приходят в коллектив. Некоторые из них, несмотря на то, что окончили музыкальную школу, еще слабы в профессиональном плане, но именно здесь они становятся другими людьми, начинают тянуться к вершинам, на которых уже находятся их старшие или более одаренные товарищи. Здесь наряду со школьниками также бескорыстно играют замечательные преподаватели музыкальных школ, такие как, например, основательница севастопольской виолончельной школы 80-летняя Лия Левоновна Вознесенская. Талантливые старшеклассники и студенты с увлечением играют в музыкально-симфоническом оркестре и успешно (с золотыми и серебряными медалями, с красными дипломами) завершают обучение в школах и институтах: Люда Харитонова, Катя Заблоцкая, Андрей Желнин, Аня Зубарева.

Он следит за судьбой каждого и всеми силами стремится помочь. Так, недавно вместе с преподавателем музыкальной школы Мариной Симоновой они отправились в Киевскую консерваторию к народной артистке СССР Е.С.Мирошниченко, чтобы представить солистку оркестра Аню Скляр. Девочка в этом году окончила школу. Конечно, Борис Алексеевич мог и не ехать в Киев, вероятно, обошлись бы и без него. Однако он помнил, как Евгения Семеновна выступала с нашим эстрадно-симфоническим оркестром на первом съезде учителей Украины и пела «Днепровский вальс» Игоря Шамо. А вот теперь этот же вальс поет талантливая и очаровательная Анечка. «Ну что ж, — сказала Евгения Семеновна, — покажите мне эту девочку».

В программе эст радно-симфонического оркестра — классическая, народная, современная музыка. Порой Бориса Миронова озадачивают вопросом: «Вы включили в свой репертуар такое сложное произведение, как «Гроза» Вивальди?! Разве это по силам молодежному коллективу?» Миронов уверен: да, по силам, если наполнить исполнение энергией своего сердца и вдохнуть в него свою душу. Им по силам и Чайковский, и Штраус. Им по силам Гулак-Артемовский. Его оперу «Запорожец за Дунаем» оркестр впервые в Севастополе представил на сцене театра им. Луначарского. Глубокая трактовка, серьезные оперные партии, сложные интерпретации, уникальный аккомпанемент. За дирижерским пультом — Борис Миронов, на сцене — известные вокалисты города и флота. А его юные музыканты освоили 240 страниц оркестровой партитуры. Это был фантастический труд!

Также впервые в Севастополе были представлены еще два мощнейших произведения: Концерт Модеста Балакирева для фортепиано с оркестром «Фа-диез минор» и «Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина — чрезвычайно сложное произведение, где переплетаются классика, джаз, народная музыка и философия Гарлема. Партию фортепиано блестяще исполнила воспитанница 1-й музыкальной школы Ярина Погонец.

В репертуаре оркестра — любимые произведения севастопольцев, они слушают со слезами на глазах: «День Победы» Тухманова, песни военных лет или музыка Андрея Петрова к кинофильмам «Укрощение огня», «Служебный роман», «Белый Бим — Черное Ухо». Когда оркестр Миронова в дни праздников играет на Приморском бульваре, далеко окрест разносятся любимые мелодии. Однако все реже выступления коллектива включаются в программы праздничных вечеров, все меньше о нем вспоминают местные власти. Эстрадно-симфонический оркестр, несмотря на свой значительный вклад в нравственное и эстетическое воспитание молодежи, по-прежнему работает по статусу рядового кружка Дворца детства и юности. Отсюда соответственно и мизерная оплата руководителя, и безвозмездные выступления участников оркестра.

И это очень обидно, потому что искусство этого коллектива высоко оценивается далеко за границами нашей страны. Так недавно эстрадно-симфонический оркестр стал лауреатом 9-го международного музыкального фестиваля «Caia-2001» в Португалии, где официально представлял Украину. Не только зрители, но и члены делегаций различных стран стоя аплодировали и кричали: «Браво, маэстро!» Потом оркестр блестяще выступал во Франции, где с ним пела французская певица Лори Ромэра. И они получили новые приглашения для зарубежных концертов. А испанский дирижер даже предложил Борису Миронову работать с национальным оркестром.

Но он, конечно же, вернулся в Севастополь, где его ждут его воспитанники, заряженные его энергией, где ждут тысячи сердец, очарованных его музыкой.

Сегодня в 18.00 на площадке у Дворца детства и юности состоится юбилейный вечер, посвященный 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности Бориса Миронова. Он вновь выйдет на сцену, и вновь заиграет послушный его руке оркестр.

Другие статьи этого номера