Местные мощности по его производству используются лишь на треть. Поэтому городской дегустационный совет становится «палочкой-выручалочкой» — сюда уже идут просить помощи

Очередное заседание городского дегустационного совета на базе Севастопольского государственного центра стандартизации, метрологии и сертификации наглядно продемонстрировало, что роль этого органа в формировании «торгового климата» в городе неизмеримо возросла, а к его функциям теперь должен прибавиться какой-то механизм активного воздействия на политику поддержки в первую очередь местных производителей.»Высокому жюри» и всем присутствующим, в том числе представителям СМИ, стало ясно, что севастопольские производители и предприниматели приходят сюда не просто, чтобы представить экспертам и руководителям подразделений СГГА новую продукцию и получить для нее «путевку в большую жизнь». Они приходят поднимать проблемы и вопросы: почему местные власти, проводя конкурсы и тендеры на право торговать в разгар курортного сезона в самом центре города, не предусмотрели каких-либо льгот для предприятий-земляков? Некоторые из них только-только встают на ноги после затяжного кризиса, рассчитывают именно летом пополнить свои «валютные» резервы и набрать оборотные средства. Но они не могут пока на равных бороться с иногородними торговыми «монстрами опта», которые иногда подпитываются деньгами транснациональных корпораций для проникновения на все новые рынки. А как известно, в подобных аукционах за «место под солнцем» побеждают те, у кого больше средств…

Но нельзя же ВСЕ мерить только выгодой в денежном эквиваленте. Причем сиюминутной выгодой, не думая о будущем. Если так пойдет дальше, вся торговля в городе рано или поздно перейдет на привозные товары, что поставит потребителей в жесткую зависимость от импортеров, позволит им создавать искусственный дефицит, диктовать цены и душить местное производство. Всегда нужно искать «золотую середину». Как делают, например, члены дегустационного совета, в абсолютно равных условиях экзаменуя и своих производителей, и дистрибьюторов. Главное, чтобы качество было отменным и показатели безопасности для здоровья людей соответствовали всем нормам Украины.Представители «Троянды» — достаточно ли красива их экспозиция перед презентацией? (Фото В.Докина)

Это некоторые выводы после заседания совета. А началось все именно с презентации новинок-2003 ОАО «Севастопольский хладокомбинат»: пломбирного торта, эскимо различных сортов, сливочного «Морозко» (со смородиной, малиной, медом, шоколадного и т.п.) Но заместитель директора ОАО В.И.Салтыков акцентировал внимание членов совета не на вкусовых качествах и широчайшем ассортименте сладкой продукции хладокомбината, а на его традициях и месте в современной экономике Севастополя.

Он напомнил, что это предприятие — одно из старейших в городе — было создано в 1928 году и после войны восстановлено в числе первых. Последнее десятилетие коренным образом изменило его профиль — с хранения продуктов и снабжения ими флота на производство мороженого. Поэтому после приватизации и реорганизации ОАО уже вложило много средств в свое развитие. Сейчас здесь трудятся 250 человек, которые выпускают более 25 видов продукции. Хранение в холодильных камерах (в основном рыбы, 300 т) — теперь вспомогательный вид деятельности, но он остается: каждая копейка на учете.

Сильнейшая конкуренция на рынке мороженого диктует необходимость вкладывать всю прибыль в техническое перевооружение и приобретение нового оборудования. А это удовольствие дорогое: один морозильный прилавок, к примеру, стоит до $400, развозчик — холодильник на колесах б/у — $18 тысяч, а линия производства мороженого — уже $1,5 млн!

Благодаря всем усилиям хладокомбинатчиков удельный вес их продукции на рынке Севастополя пока удерживается на уровне 30%. Сейчас они выпускают 5 — 6 тонн мороженого в день. А могут — на тех же мощностях — раза в три больше. Но как и где его реализовывать? Вот тут-то местные производители и подняли проблему, с которой мы начали. Не имея свободных средств, они не смогли конкурировать в споре за «лакомые» места на центральных набережных и улицах. Кстати, равно как и Севастопольский пивзавод. А ведь им нужно было не 50, а всего-то точек 5, где они получили бы возможность работать по своим ценам — ценам производителей. Владимир Иванович высказал мысль о том, что им с пивоварами хватило бы даже одной — объединенной точки для торговли. И они бы не посрамили город — конкурировали бы достойно. Посмотрели бы тогда все, к кому выстраивались очереди за дешевым и качественным товаром!

Теперь за лето их могут вытеснить из «центрального» сектора рынка евпаторийцы, ялтинцы и другие. И все будут покупать их мороженое, пить «Крым», «Сармат» или «Чернигов», потому что других сортов рядом просто нет. И доходы, естественно, будут уходить в чужие карманы, а налоги — в бюджеты других регионов. Поэтому В.И. Салтыков обратился к членам совета с просьбой поддержать их письменное обращение к председателю горгосадминистрации о льготном выделении мест торговли в центре города на оставшиеся 2 — 3 месяца сезона. И такая поддержка ему была обещана.

Что касается вкусовых качеств севастопольского мороженого, то оно было отменным. Элитные сорта пломбира разной степени жирности изготавливаются только на основе сливочного масла, а не пальмового и т.п. жиров. Используются яйца, ваниль и другие только натуральные продукты. Но главное для мороженого — хорошая взбитость, а для пломбирных тортов — красочное оформление, без которого они на столе «не смотрятся». Совет дал «добро» всем представленным наименованиям продукции хладокомбината, сделав лишь несколько замечаний по маркировке этикеток.

Затем разнообразие мороженого «нового поколения» демонстрировала Л.А.Линейцева, менеджер дистрибьюторской компании «АТ-Троянда-Крым» — официального и эксклюзивного представителя торговой марки «Троянда», опирающейся на мощные иностранные инвестиции. Это исключительно новые образцы, выпущенные в текущем году: мороженое «Максима», «Рандеву» и «Магнат» (пломбир в шоколаде с миндалем, ванилью, персиком и т.д.), оригинальный «Стакан-Великан» (ваниль-клубника и тоффи-карамель), семейное «Твайс» (ваниль-шоколад и ваниль-клубника) и, наконец, совершенно своеобразное творожное сливочное мороженое «Карлсон».

Всего «Троянда» выпускает от 50 до 70 видов продукции и занимает 8% всего украинского рынка мороженого (это третье почетное место в стране). Филиалы предприятия размещаются в Житомире, Полтаве, Луцке, Макеевке и других городах. Ежегодно обновляется до 20% ассортимента, неуклонно идет и прирост производства, причем в цифрах это составляет примерно треть от всего, что движется вперед в этой отрасли пищевой промышленности. Только по Севастополю «Троянда» имеет до 700 холодильных установок, а мороженое с этой маркой давно полюбилось горожанам и гостям.

Ну а если сравнивать… В памяти все равно возникает пленительный образ вазочки с разноцветными шариками пломбира, обильно политого вареньем… Ах, что это был за вкус! Вкус детства, вкус юности, когда кажется, что вся сладость мира сосредоточивается в этом мороженом. Вкус, оставшийся на всю жизнь.

Другие статьи этого номера