Как не сработали системы саморегулирования рынка

Эквилибриум (равновесие) цен — адекватность спроса и предложения какого-либо товара (услуги), который продавец готов продать в определенном количестве, а покупатель готов приобрести это количество по данной цене.Итак, закончилась неделя, в течение которой было продемонстрировано несовершенство системы саморегулирования рынка в части предупреждения ситуации и смягчения последствий действия рыночных регуляторов.

Панические ожидания, возникшие на основании неумения Министерства агропромышленного комплекса, системы Госрезерва, инспекций по контролю… и иже с ними обеспечить нормальное снабжение продовольственного рынка в год рекордного урожая (2002 год) и подстегиваемые опубликованными прогнозами на урожай 2003 года, вызвали ажиотажный спрос населения, который спровоцировал рост цен на определенные группы товаров первой необходимости, прежде всего хлебобулочные, крупы и сахар.

Розничное ценообразование и ценовая политика на хлеб и хлебобулочные изделия, за исключением регулируемой группы, к которой относятся хлеб пшеничный из муки высшего сорта, хлеб пшеничный из муки первого сорта (формовой белый), хлеб из смеси («Зимневский»), а также на крупы и сахар, во второй половине июня 2003 года отличаются спонтанностью, резкими скачками в сторону повышения и малой предсказуемостью как в целом по Украине, так и по Севастополю.

Кроме того, в нашем городе существует собственная специфика, которая заключается в том, что товарный выпуск этого ассортимента продукции не производит ни одно из сельскохозяйственных предприятий нашего города, поэтому зависимость от продукции, импортируемой из других областей и регионов, стопроцентная. Процесс заключения договоров и поставок продуктов также не регулируется государством, а организуется крупнейшими оптовыми поставщиками как на биржах, так и по договорам с производителями и посредниками по критериям наименьшей цены, что вполне устраивает население города и предприятия торговли в спокойной ценовой ситуации.

В настоящее время ситуация на рынке указанных продуктов достаточно проблемная, во всяком случае, за времена свободного рыночного ценообразования в неинфляционной экономике на продукты питания не наблюдалось таких резких и стремительных колебаний цен.

Рост цен, спровоцированный как ограниченностью ресурса, так и политическими факторами, подстегивается ажиотажным спросом населения, которое демонстрирует отрицательные сценарии потребительского поведения в условиях галопирующих цен. Несмотря на достаточность ресурса в Украине (при среднемесячной потребности в зерне 519 тыс. тонн, задекларированные запасы составляют 1068 тыс. т, то есть без учета фермеров и поставщиков менее 50 тонн), рост цен приобретает неуправляемый характер.

Одновременно по заявлению руководства хлебокомбината им. С.М. Кирова, продукция которого составляет порядка 65 процентов на общегородском внутреннем рынке, оптово-отпускные цены в течение последнего времени не увеличивались, поэтому рост цен на хлебобулочные изделия хлебокомбината — это свободное творчество субъектов, реализующих их в торговой сети, что может быть решено регулированием администрации.

Необходимо отметить, что практически все эти продукты относятся к товарам неэластичного спроса, то есть при любом уровне цен на них существует минимально необходимый спрос исходя из насущной необходимости их ежедневного или часто-периодического потребления.

В настоящее время центральными органами исполнительной власти предприняты следующие действия, помимо широкого освещения в прессе причин и последствий ценового бума:

— Минстатистики письмом от 11.06.03 г. направило в КМУ проект постановления «О порядке участия представителей общественных организаций в наблюдениях за изменением цен и тарифов на услуги, которые реализуются населению, и в наблюдениях за изменением уровней заработной платы работников отраслей народного хозяйства»;

— Минэкономики письмом от 27 июня 2003 года в КМУ направило предложения и проект постановления относительно расширения прав местных органов исполнительной власти в части регулирования цен;

— поручением Президента от 27 июня 2003 г. 1-1/790 предусмотрен ряд мер по мягкому регулированию рынков зерна, муки и хлеба путем фиксирования торговой надбавки при условии приобретения зерна и муки из Госрезерва, обеспечению мониторинга объемов продаж основных продовольственных товаров, выявлению фактов необоснованного и не обеспеченного товарным предложением спроса на них, прогнозированию роста цен, недопущению фактов неправомерного завышения торговых надбавок, проведению проверок и устранению выявленных нарушений;

— ГНА Украины письмом от 26.06.03 г. поручила своим региональным подразделениям организовать мероприятия по проведению проверок, в связи с чем ГНА в г. Севастополе поручила своим районным инспекциям провести инвентаризацию остатков по состоянию на 01.07.03 г. и представить описи по месту регистрации плательщиков для изъятия в бюджет сверхприбыли и активизировать проверки кассовой дисциплины СПД.

В этих условиях исходя из законодательно-нормативной базы Украины, предпринятых мер Минэкономики и по итогам проведенных консультаций с центральными и региональными органами Антимонопольного комитета, инспекции по контролю за ценами, инспекции по защите прав потребителей, управления торговли, управления сельского хозяйства и продовольствия и др. возможны следующие варианты принятия решений (к сожалению, все они имеют и негативную сторону):

— установление предельной торговой надбавки по прогрессивно-регрессивному принципу от 10 до 5 процентов, что даст право инспекции по ценам ежедневно контролировать процесс ценообразования;

— фиксирование цен на уровне, достигнутом по состоянию на определенную дату в случае передачи полномочий Кабинетом министров Украины отдельным постановлением (принятие решения и согласование с управлением юстиции потребуют времени и даже при оптимистическом варианте эта дата определяется в течение недели после принятия постановления КМУ). Кроме того, при дальнейшем росте цен необходимо будет убытки торгующих организаций компенсировать из бюджета или смириться с временной утратой данных продуктов, не говоря о том, что при спаде ажиотажа и введении в регион дополнительных источников товаров это приведет к искусственному завышению цен;

— введение временного регулируемого распределения по отдельным товарным группам для пенсионеров и малообеспеченного населения города с погашением убытков предприятиям торговой сети за счет городского бюджета, для чего так же, как и по второму варианту, необходимо внесение изменений в бюджет на сессии горсовета.

В настоящее время руководством г. Севастополя в части реализации оперативных мер по сдерживанию цен на продукты питания проведены переговоры и решен вопрос о дополнительном поручении Госрезерву выделить г.Севастополю 1000 тонн муки из Одесской области, проведены совещания с оптовыми поставщиками продукции хлебокомбинату им. Кирова в части недопущения искусственного взвинчивания цен, а также с руководством хлебокомбината и ДАК «Хлеб Украины» по поставкам муки первого сорта с хлебокомбината г. Саки, направлено письмо Госрезерву о выделении 500 тонн сахара хлебокомбинату им. С.М. Кирова. 7 июля подписано распоряжение о мерах по стабилизации продовольственного рынка, которое будет опубликовано в СМИ города.

Таким образом, помимо саморегулирующих механизмов рынка, органами власти были задействованы мероприятия по организационному, административному и экономическому регулированию цен на продовольственные товары, которые, ожидается, уже на этой неделе дадут свои результаты. Достаточная мягкость мер связана с непринятием постановления Кабинета министров Украины по временной передаче полномочий жесткого регулирования (путем установления фиксированных цен, предельной торговой надбавки, фиксированного уровня рентабельности и др.), что связано с приверженностью правительства Украины рыночным принципам регулирования.

Другие статьи этого номера