Аргумент в споре с конкурентами

Друзья недоумевали: «Ваш завод и в праздники, что ли, работает?» и показывали в сторону светящегося огонька сварки на борту судна, когда весь город ликовал на дне своего рождения. Объяснять им то, что в судоремонте у ОАО «Севморзавод» и у бригады Сергея Жука (как, впрочем, и у его коллег во всем мире) не существует разграничения между праздниками и буднями, — бессмысленная затея. Гораздо понятнее другая информация: один день простоя судна судовладельцу обходится в несколько тысяч долларов. А при нарушении исполнителем контрактных сроков ремонта к нему применяются штрафные санкции. Простая арифметика заставляет задуматься: гулять или работать? Конечно, работать, и как работать…С высоты трехэтажного дома копошащиеся в доке ремонтники похожи на шахтеров. Перепачканные спецовки, руки, чумазые лица у меня всегда вызывают уважение. Поверьте, слабые тут не задерживаются. Часто приходится наблюдать за ними сверху. Хоть снег на дворе, хоть осенний дождь, хоть летняя жара, они делают свою работу: демонтируют винторулевое устройство, снимают огромные винты, тридцатитонные валы, приваривают огромные листы металла на корпусе судна взамен старых, ржавых, изъеденных солеными водами океанов мира. Возвращают уставшему судну молодость.

Тяжелая работа с железом сказывается на характере человека. Мало кто из корабелов — словоохотливый собеседник. Немногословным оказался и Сергей Никифорович. Весной прошлого года судокорпусника-ремонтника ООО «СРК «Севморсудоремонт» Сергея Жука наградили Почетной грамотой за освоение бригадой ремонта крышек трюмов, а его имя вскоре появилось на городской Доске почета. На этой операции его судоремонтный комплекс, не приглашая контрагентов, теперь экономит 50% собственных денег. Чтобы встретиться с ним, пришлось изрядно побегать по докам, кораблям и цехам. А встретившись, обменялись всего несколькими предложениями.

Доки были загружены судами, как назло у бригады не клеилась работа с крышками грузовых трюмов. Технологические условия выдвигали жесткие требования: работу производить только в солнечную погоду. А над головой у судоремонтников уже несколько дней висело свинцовое небо, готовое в любую минуту разразиться то ли снегом, то ли проливным дождем. Риск в этой ситуации обошелся бы исполнителю в звонкую монету. Заключая контракт с заказчиком, исполнитель (то есть «Судоремонт») по законам рынка нес материальную ответственность за выявленную в рейсе неисправность.

Но, как правило, все эти нюансы заказчика нисколько не волнуют. Его ожидает фрахтователь под загрузку судна в порту в строго указанный срок. В такие дни и даже месяцы весь цикл проведения ремонта у бригадира ничуть не отличается от бега белки по колесу — из одного дока в другой. Вниз — девять метров, вверх — столько же. И опять вниз, потом вверх, причем неоднократно в течение рабочего дня, который в коммерческом судоремонте имеет тенденцию увеличиваться. На плечи его единственной на Морском заводе бригады ложится самая ответственная работа: замена металла, ремонт крышек люков и проверка их на герметичность. Идеальное исполнение всех операций — гарантия сохранности транспортируемого груза и, безусловно, самого судна. Поэтому каждая выполненная бригадой работа подвергается тщательному контролю со стороны иностранного либо отечественного Регистра, суперинтенданта судна, капитана и всех, кому дорога голова на плечах. Одним словом, при подписании акта-сдачи со всех исполнителей сходит много потов. Тем более в коммерческом судоремонте, где каждый цент надо уметь заработать. То есть предоставить судовладельцу такие услуги по таким ценам и с таким качеством, способные побудить у него желание ремонтироваться только здесь.

Таковы правила рынка: либо ты работаешь хорошо и очень быстро, либо выбываешь из игры. А в регионе Черного и Средиземного морей у ООО «СРК «Севморсудоремонт» сотни конкурирующих фирм. Да и в самом Севастополе их не менее трех десятков, которые существуют в более выгодных экономических условиях. «Основные фонды» таких фирм в лучшем случае имеют один офис, работающий по единому налогу, и наемную рабочую силу, не требующую никаких социальных гарантий: оплату больничного, отпуска, профсоюзную путевку, профессиональный медицинский осмотр, трудовой стаж и так далее! Вот и приходится бригадиру Сергею Жуку вместе с бригадой крутиться, чтобы предприятие могло заплатить налоги за свои основные фонды (землю, доки, цеха), то есть наполнить госбюджет, заплатить заработную плату рабочим, соблюсти, согласно законам Украины, их социальные гарантии, вложить средства в техническое перевооружение предприятия и выйти с прибылью! Пусть меня простят судоремонтники за иронию. Но парадоксы государства стали нашей с вами повседневной жизнью. Когда одни «ловят момент» и наживаются на тех, кто зарабатывает старикам пенсию, оплачивает содержание школ, больниц, потому что он производитель.

Есть у бригадира Сергея Жука одно бесценное качество: талант руководителя. Многие из его коллег-судоремонтников в неблагополучные после конверсии годы ушли с завода в поисках лучшей доли. Его бригада до сих пор осталась в прежнем составе. Сейчас многие возвращаются обратно. За пределами завода знают: чтобы стать ее членом, надо пройти конкурсный отбор. У тех, кто ремонтировался в заводе, сложилось устойчивое убеждение (я тому свидетель): работать умеют, и с очень хорошим качеством.

При вручении на стапеле ОАО «Севморзавод» (по случаю 220-летия завода) ордена «За заслуги» III степени Сергей Жук один из немногих был одет в синюю спецовку судоремонтника. Пожав премьеру руку, он тихо — по-английски — ушел в сторону доков. Там его ожидали доки, люди, корабли.

Другие статьи этого номера