ОТВЕТ ЖИЛЬЦАМ И РЕДАКЦИИ

Уважаемая редакция! Обращаются к вам за помощью жители улицы Хрусталева, обеспокоенные экологической обстановкой в нашем микрорайоне.

С тех пор как мы живем в этих домах, мы испытываем на себе все «прелести» работы мусоросжигательного завода: едкий дым, в дождливую погоду он стелется по земле; запах, особенно летом; крысы, мухи и т.д. Когда ветер дул в сторону двора, дети не гуляли на улице, форточки закрывали, белье на улице не сушили. Но все равно наши дети часто болели, заработали аллергию. Еще тогда мы просили помочь нам, но это был «глас вопиющего в пустыне», ничего не менялось. И только отсутствие средств на замену фильтров для газоочистительной установки помогло закрыть завод.

Мы все вздохнули глубоко (в прямом смысле), с облегчением. Но безобразия на территории, прилегающей к заводу, продолжались: «металлисты» облюбовали бывшую свалку, перекопали ее, тут же обжигали кабель и здесь же сдавали его дельцам, опять дым, смрад. Обращения в управление экологии, службу «063» результатов не давали. Наш туманный район никого не впечатлял.

Единственное, теплилась мысль, что металлолом когда-нибудь закончится.

И вот из газеты «Слава Севастополя» из статьи В.Илларионова «Будет завод» от 23.05.2003 г. мы узнаем, что рядом с бывшим мусоросжигательным заводом будут строить мусороперерабатывающий завод. Мы понимаем, как злободневна для нашего города проблема утилизации мусора, как выгодно Севастополю получать инвестиции, но почему опять нужно наступать на те же грабли? Ведь все поняли в свое время, что мусоросжигательный завод построили не на том месте, что даже чешский проект и чешское оборудование не спасут нас от проблем в будущем. Но все повторяется. Кто же подумает о нашей экологической безопасности? Ведь у нас и так по четной стороне улицы сплошная промышленная зона: завод крупнопанельного домостроения, автобазы, гаражи, котельные, угольные склады, стоянки, автозаправки. А как же целый район пр. Острякова, ул. Хрусталева, д/с N 120, 122, школы N 38, 22, 8, 7, детский больничный комплекс?

Оппоненты возразят: переработка и сжигание мусора — это разные вещи. А как же опасный, ненужный мусор? Куда будут его девать? Кто сможет гарантировать, что ленивый водитель не свалит мусор рядом с уже имеющейся свалкой? Почему необходимо строить завод вблизи бывшего? Экономия инвестиционных средств? Ведь есть еще и пригодное оборудование на мусоросжигательном заводе, есть готовая инфраструктура.

Ну а люди, которые живут рядом — подумаешь, их не спрашивают. Нас спрашивают, убеждают, обещают только перед выборами в депутаты, а потом мы не нужны, нас много, но каждый отдельно работает для своей семьи, трудно, тяжело и после работы хочет увидеть свой микрорайон, двор, квартиру уютными, чистыми, а детей — здоровыми. Неужели мы этого не достойны? Почему решают за нас?

А ведь Украина ратифицировала Орхусскую конвенцию (конвенция Европейской экономической комиссии ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений, доступе к правосудию по экологически важным вопросам), и теперь защита экологических прав граждан приобретает силу закона. Что ж, наши депутаты не знали этого, когда голосовали за строительство завода, да и живут они, наверное, в более чистых районах. Сколько же можно не обращать на нас внимания? Потом опять скажут: хотели как лучше, получилось как всегда. Помогите. Подскажите, что делать? Или нам обращаться в Киев? В экономическую комиссию ООН? Под нашим обращением подписались бы все жители микрорайона, но мы очень боимся опоздать, боимся, что будет поздно, ведь строительство начинается через 2 — 3 месяца.

Действительно, экологическая ситуация в микрорайоне, граничащем с мусоросжигательным заводом, всегда вызывала опасения. И больше всего ее негативные последствия испытывали на себе жители прилегающих улиц. Вполне законна их тревога и сегодня. Вот почему они направили свое коллективное письмо в различные инстанции — председателю городской государственной администрации Л.М.Жунько, председателю Ленинской райгосадминистрации А.Ю.Шиловцеву, начальнику госуправления экологии и природных ресурсов В.М.Артеменко, главному врачу СЭС В.Б.Тарасову, депутату по 49-му избирательному округу Н.Н.Гузь.

По просьбе редакции письмо жителей микрорайона комментирует в своем ответе начальник госуправления экологии и природных ресурсов В.М.АРТЕМЕНКО.

Гр.Луковец А.М., 99055, г.Севастополь, ул.Хрусталева, д. 163, кв. 27.

Госуправлением экологии и природных ресурсов в г. Севастополе рассмотрено ваше обращение по вопросу строительства мусороперерабатывающего завода «неподалеку от бывшего Крымского термического завода», как сказано в заметке депутата Севастопольского горсовета В.И.Ларионова (вероятно, Илларионова, как сказано и в письме, и в газете. — Е.Ю.).

Застройка промзоны в районе ул. Хрусталева сложилась в 70-х годах и не предусматривала создание санитарно-защитной зоны, поэтому для улучшения экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации необходимо принятие кардинальных решений местных органов власти по изменению землеустройства землепользователей в данном районе.

Госуправление экологии и природных ресурсов в г. Севастополе считает целесообразным комплексный подход к системе обращения с отходами, т.к. это является одним из основных направлений государственной политики в сфере обращения с отходами, закрепленным в законе Украины «Об отходах» (ст.5).

В соответствии с требованиями ст. 33 закона Украины «Об отходах» смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине есть существующая технология, запрещается.

Вопросы об организации объектов по утилизации ТБО в городе, в т.ч. этого предприятия, рассматривались как предложения в схеме санитарной очистки города и вариантов совместной деятельности с местными органами исполнительной власти.

На сегодняшний день вопрос об утилизации твердых бытовых отходов в г. Севастополе остается открытым. Полигон твердых бытовых отходов в Первомайской балке на данный момент является единственным местом по захоронению твердых бытовых отходов.

В связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией полигон введен в действие приказом начальника гражданской обороны г. Севастополя от 19 марта 2001 года N 4 в недостроенном состоянии. Проектный суточный объем принимаемых отходов составляет 740 куб. м. Фактический среднесуточный объем отходов, принимаемых на полигон, составляет 1200 куб. м, в летнее время — до 2000 куб. м (превышение нормативной нагрузки в 1,5 — 2,5 раза).

По данным госуправления, при условии дальнейшей загрузки полигона в указанном режиме первая карта полигона заполнится через 1 — 1,5 года.

В сложившейся ситуации единственным решением для снятия сверхнормативной нагрузки с полигона является создание предприятий по переработке твердых бытовых отходов.

Учитывая, что мусороперерабатывающий комплекс входит в перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, для которых осуществление государственной экологической экспертизы является обязательным в соответствии с требованиями постановления КМУ от 27.07.95 г. N 554, госуправлением экологии и природных ресурсов в г. Севастополе (исх.N 382/10-Х1/06-1-31 от 06.11.02 г.) для проектирования такого объекта были определены следующие условия:

— определение объема и содержания материалов оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду до начала проектирования в заявлении о намерениях в соответствии с п. 1.7 и приложением 2 ДБН А.2.2-1-95 «Состав и содержание материалов оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений.

Основные положения проектирования:

— разработка материалов оценки влияния объекта на окружающую среду в полном объеме в соответствии с требованиями ДБН А.2.2-1-95;

— проведение государственной экологической экспертизы до согласования проекта отвода земельного участка;

— включение в состав проекта отвода заключения государственной экологической экспертизы.

Госуправлением экологии и природных ресурсов в г. Севастополе до настоящего времени не рассматривались ни материалы места расположения объекта, в соответствии с порядком согласования места размещения объекта, определенным ст. 151 Земельного кодекса Украины, ни проект отвода земельного участка, на разработку которого получено согласие Севастопольского горсовета ЧП ПКФ «Ларо».

Статьей 34 закона Украины «Об экологической экспертизе» определено, что государственная экологическая экспертиза видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, проводится после оглашения заказчиком через средства массовой информации заявления об экологических последствиях деятельности и представления эколого-экспертным органам комплекта документов с обоснованием оценки воздействия на окружающую природную среду.

Законодательством Украины предусмотрено проведение и других экспертиз, в том числе общественной, выводы которой будут учтены государственной экологической экспертизой.

Мы не комментируем письмо Владимира Макаровича. Однако предполагаем, что оно вряд ли удовлетворит обеспокоенных жителей. Редакция надеется получить ответы на коллективные обращения других высоких адресатов, которые, вероятно, ответят по существу и снимут возникшее напряжение.

Другие статьи этого номера