Балаклава готова принять посетителей

Балаклава проезжему человеку скорее всего знакома как отдельный населенный пункт, а не как административный район Севастополя, каким она является сегодня. На протяжении всей многовековой истории она имела свой особенный шарм и привлекательность благодаря удобному географическому расположению. До Рождества Христова Балаклавской бухтой владели скифы, позже — греки и генуэзцы, в XV веке — татары. После присоединения Крыма к России в Балаклаве были поселения греков с архипелага, которые воевали на стороне России против Турции. Они составляли особый греческий батальон, который был упразднен в 1859 году.Известный Балаклавский морской бой, который состоялся 23 июня 1773 года, когда рота капитана 2 ранга Кингсбергена в составе двух 16-пушечных кораблей «Корона» и «Таганрог» встретила возле Балаклавы турецкую эскадру из 4 кораблей (два 52-пушечных, один 36- и один 24-пушечный) и атаковала ее. Турки, корабли которых в скором времени начали загораться, пытались идти на абордаж, но были разгромлены с большими потерями. Рангоут, такелаж и корпуса турецких кораблей были повреждены так сильно, что турецкий адмирал, после неудачного 6-часового боя был вынужден поднять все паруса и спасаться бегством. Преследовать турков не было возможности: «Проще было бы поймать месяц, — писал в донесении Кингсберген, — а не догонять парусные суда с моими двумя плоскодонными машинами. Если бы у меня был фрегат, то у Ее Высочества было бы на два корабля больше».

В следующем году будем отмечать 150 лет Балаклавского сражения.

Во время Крымской войны 13 октября 1854 года в районе Балаклавы между российскими и англо-турецкими войсками началось боевое столкновение. Русское командование решило внезапной атакой под командованием генерала Липранди завладеть Балаклавой, гарнизон которой насчитывал три с половиной тысячи английских и одну тысячу турецких войск. Ранним утром тремя колоннами Липранди атаковал редуты, которые занимали турецкие войска в 3 — 4 км на северо-востоке от Балаклавы, и овладел ею. Попытка английской конницы во главе с Кардиганом отбить редуты потерпела неудачу. Однако развивать тактический успех и отразить силы противника от его базы не удалось в результате неуверенных действий российских войск. Тем не менее англичане до сих пор помнят этот бой из-за больших потерь.

Во время Крымской войны в Балаклавской бухте находилась база английских войск, которые штурмовали Севастополь, а на ее берегах был оборудован складской пункт английского десантного корпуса.

Выгодное географическое положение Балаклавской бухты определило ее роль, и в дальнейшем ее использовали как военно-морской форпост. В советское время Балаклава была военно-морской базой Черноморского флота. Здесь размещалась 155-я бригада подводных лодок.

Развитие военной деятельности обусловило строительство завода по ремонту подводных лодок в бухте, которое началось в 1957 году и закончилось в 1961-м. Проект имел кодовое название «Объект 825 ГТС». Завод размещался под землей, имел возможность проводить ремонт подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Помещение завода выдалбливалось в скале и одевалось в железобетон. Комбинированный водный подземный канал позволял размещать до 7 субмарин. Глубина водного канала достигает 8 метров, ширина — от 8 до 12 метров, высота арки канала — 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода — 5100 м2, площадь водной поверхности под землей достигает 3 тыс. м2. Длина канала — 380 метров, длина дока — 110 метров.

Свое назначение завод как стратегический объект начал терять с преобразованием флота и поступлением в эксплуатацию подводных лодок новых проектов, значительно больших размеров, чем предыдущие. Завод работал до 1993 года. В марте 1995 года при разделе имущества Черноморского флота завод был передан органам городской власти, а в 2000 году — Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины в аннулированном виде. Остались только подземные помещения без оборудования и коммуникаций.

Восемь лет в туннелях, где ранее шумели агрегаты и витал рабочий дух, гуляет ветер. Все вопросы об использовании фондов бывшего завода постоянно были актуальными. Больше всего подошла идея создания музея из того, что осталось. Министерство обороны Украины решило создать здесь военно-морской музейный комплекс, который назвали «Балаклава» ввиду его нахождения. Это совпало с решением Президента Украины Л.Кучмы о создании в Севастополе государственного военно-морского музея. Новый музейный комплекс создается силами Центрального музея Вооруженных Сил Украины как его филиал.

Сама штольня является настолько привлекательной для отдыхающих, что музей открыл для них двери, не обращая внимания на то, что оформление тематических экспозиций только началось и не все благоустроено. Создание тематических экспозиций задумано так, что военно-морская история Украины будет доводиться в историко-хронологическом порядке. В экспозиции найдут свое отображение такие темы, как история основания и развития Балаклавы, история надводного и подводного флотов в контексте его общественного развития и настоящие Военно-Морские Силы Украины, береговая охрана, морская пехота как основная часть военно-морской стратегии. Отдельно в штольне, где хранилось ядерное оружие, будет размещено старого образца и настоящее военно-морское вооружение.

Концептуально архитектурно-художественное решение экспозиции музейного комплекса будет сохранять имидж подземных сооружений и их загадочность. Один тематический экспозиционный комплекс размещается на расстоянии от другого. Расстояние между ними будет иметь слабое освещение, в результате чего сохраняется чувство подземного простора. Также будут восстановлены цеха функциональной проверки торпед с самобытными рисунками инструкций по технике безопасности на стенах.

В водном канале планируется разместить подводную лодку, соответствующую этому сооружению. Однако вследствие ее отсутствия созданы условия для экскурсантов, которые дают возможность возвращения после экскурсии на катере по каналу к входу в музейный комплекс.

Использование уникального объекта военно-морской фортификации подземных штолен в составе военно-морского музейного комплекса будет служить патриотическому воспитанию людей и развивать исторический туризм в регионе.

Другие статьи этого номера