В связи с публикациями по проблеме установки в районе мыса Феолент памятного знака в честь 200-летия А.С. Пушкина, появившимися в последнее время в городских средствах массовой информации, в том числе и статьи группы авторов «Кто правит бал? Люди с… гибкой совестью?» («Слава Севастополя» за 20 мая с.г.), и беззастенчивым манипулированием общественным мнением, которое допускают отдельные инициаторы установки памятного знака, госуправление экологии и природных ресурсов в г. Севастополе считает необходимым прокомментировать эту проблему, исходя из требований действующего законодательства Украины, оставив на совести авторов публикаций использованные ими неэтичные оценки деятельности государственных служащих ряда учреждений города и использование в личных целях (есть достаточно оснований так полагать) патриотических чувств севастопольцев.Проблемы ограничения хозяйственной деятельности как в районе мыса Феолент, так и в любом другом районе в пределах прибрежной защитой полосы вдоль Черного моря являются следствием и тяжелым наследием освоения указанной территории под сады и огороды, которое ведется с 1985 года по постановлению ЦК КПСС, и они связаны с угрозой сохранению ландшафтного и биологического разнообразия, памятников истории, археологии и культуры на этой приморской территории, обусловлены рядом причин.
Проект водоохранных зон водных объектов на территории, подведомственной Севастопольскому городскому совету, до настоящего времени не разработан. С целью охраны поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения и сохранения их водности вдоль речек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов в пределах водоохранных зон пользователей по закону выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы — ПЗП (ст. 88 Водного кодекса Украины); ширина ПЗП вдоль морей, вокруг морских заливов и лиманов — менее двух километров от уреза воды. В границах существующих населенных пунктов прибрежная защитная полоса устанавливается с учетом конкретных условий.
На практике исторически сложившаяся застройка города и населенных пунктов во многих случаях идет вразрез с действующим законодательством. В городе отсутствует градостроительная документация, регламентирующая зонирование территорий севастопольской зоны в соответствии с действующими законодательно-нормативными актами и их функциональным назначением. Размер и границы прибрежной защитной полосы вдоль севастопольских бухт и Черного моря с учетом градостроительной документации не установлены, в связи с чем отсутствует возможность определения ограничений хозяйственной деятельности, установленных требованиями ст. 62 Земельного кодекса Украины и ст. 90 Водного кодекса Украины.
Так, в соответствии с требованиями ст.90 Водного кодекса Украины прибрежные защитные полосы вдоль морей могут использоваться только для строительства санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений с обязательным централизованным водоснабжением и канализованием. К сожалению, существующее положение таково, что именно в прибрежной защитной полосе Черного моря сосредоточены основные источники загрязнения окружающей природной среды: промышленные объекты, гаражи, воинские части, склады, садоводческие товарищества, частные гостиницы и пансионаты (как правило, нелегальные) и т.д.
Значительные площади в пределах ПЗП заняты садоводческими товариществами и отведены под индивидуальную застройку, что в условиях отсутствия канализования и общегородской системы санитарной очистки приводит к незаконному сбросу загрязненных стоков в акваторию Черного моря и интенсивному загрязнению приморских территорий отходами.
В пределах ПЗП находятся оползне- и обвалоопасные районы, определенные в качестве таковых на основании специальных исследований распоряжением Севастопольской городской госадминистрации от 5 мая 1997 г. N 727-р «О мероприятиях по инженерной защите территории г.Севастополя от оползней и других опасных геологических процессов». Освоение этих районов требует выполнения дорогостоящих защитных мероприятий, без которых застройка приморских территорий вплотную к бровке береговых обрывов и нерегламентированный полив садово-огородных участков, а также другие виды антропогенного воздействия приводят к перегрузке склонов, активизации опасных геологических процессов, в т.ч. обвалов и оползней.
Не меньшую проблему представляет стихийное использование территорий в пределах ПЗП в рекреационных целях. Высокие сезонные рекреационные нагрузки и практически нерегулируемая рекреационная деятельность приводят к деградации ценных природных комплексов.
В соответствии с положениями п. 10.1 ст. 10 Временного соглашения о порядке взаимодействия Севастопольского городского совета и Севастопольской городской государственной администрации до установления границ земель лесного и водного фонда на картографической основе, а также земель общего пользования земельные участки на указанных территориях могут передаваться только в аренду в установленном порядке с соблюдением Правил застройки Севастополя.
В настоящий момент земельные участки вдоль береговой черты передаются не только в аренду, но и в постоянное пользование, активно осваиваются. Освоение прибрежных территорий без утвержденных землеустроительных документов, определяющих не только ограничения, но и концепцию их использования, может привести к ограничению прав граждан по осуществлению бесплатного общего водопользования.
По проблеме освоения территории конкретно в районе мыса Феолент необходимо сказать следующее. При рассмотрении материалов проектов отводов земельных участков госуправлением экологии и природных ресурсов в г. Севастополе всегда выставляются условия ограничения права пользования земельными участками, в т.ч. осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Исходя из реальной возможности безвозвратной потери биологического и ландшафтного разнообразия, утраты научной, природоохранной, историко-культурной ценности и высокого рекреационного потенциала приморских комплексов Гераклейского плато в районе м. Феолент и Свято-Георгиевского монастыря вследствие бессистемного освоения рассматриваемой территории госуправлением экоресурсов в г. Севастополе еще в 2001 г. было направлено обращение в адрес Севастопольской городской госадминистрации с предложениями:
— приостановить рассмотрение и согласование документов по размещению и развитию объектов до разработки и утверждения в установленном порядке проекта детальной планировки района мыса Феолент;
— временно приостановить строительство и освоение земельных участков вдоль обрывов, прирезанных к с/т «Успех» в 1995 г. и до настоящего времени не освоенных, с последующей передачей их городу с целью сохранения сформированного природного баланса и создания культурно-рекреационной зоны с использованием природных и историко-археологических памятников;
— рассмотреть предложения ученых о возможности создания на рассматриваемой территории природно-заповедного объекта с дифференцированным режимом охраны и природопользования и регламентацией рекреационной деятельности на основе расчетов предельно допустимых рекреационных нагрузок на природные комплексы.
Идея установки памятного знака в честь А. С. Пушкина в районе мыса Феолент была поддержана госуправлением экологии и природных ресурсов в г. Севастополе несколько лет назад, и сегодня наше отношение к этой инициативе остается неизменным. Проблема заключается в том, каким образом эта идея реализуется инициативной группой и в каком конкретно месте в районе мыса Феолент памятный знак может быть установлен.
Как уже упоминалось, часть рассматриваемой территории и прилегающей акватории Черного моря в этом районе охраняется в составе природно-заповедного фонда Украины как ландшафтный заказник общегосударственного значения «Мыс Феолент» и памятники природы местного значения — «Прибрежный аквальный комплекс у м. Феолент» (гидрологический) и «Мыс Феолент» (комплексный). При этом следует отметить, что природно-заповедный фонд законодательством Украины рассматривается как национальное достояние народа Украины, в отношении которого устанавливается особый режим охраны и природопользования.
Место для установки памятного знака было выбрано одним из авторов статьи «Кто правит бал?..» В.В.Стефановским напротив своего особняка (см. снимок), на территории природно-заповедного фонда — в границах ландшафтного заказника общегосударственного значения «Мыс Феолент», организованного в соответствии с Указом Президента Украины в 1996 г. с целью сохранения типичных для ЮБК природных комплексов с оригинальными формами рельефа и охраняемыми видами растений, а также сохранения прилегающей морской акватории.
При инициации подготовки писем различных организаций, учреждений и граждан в поддержку установки памятного знака конкретное место его установки авторами идеи указано не было, упоминалось только — «в районе мыса Феолент», без указания, что установка памятного знака планируется на территории природно-заповедного фонда в границах ландшафтного заказника общегосударственного значения «Мыс Феолент», режимом которого осуществление таких работ на его территории запрещено.
Игнорирование в данной ситуации требований действующего законодательства Украины при выборе места для установки памятного знака и выполнении подготовительных и строительных работ привело к конфликту между инициативной группой по установке памятного знака и органами государственной власти.
Приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре запрещается (п.3 ст. 125 Земельного кодекса Украины). Однако использование земельного участка в границах заказника с проведением подготовительных земляных и строительных работ по установке памятного знака было начато по указанию В.В. Стефановского в нарушение установленного Земельным кодексом Украины порядка изъятия земельного участка, составления проекта отвода, выноса границ в натуру, а также в нарушение порядка изменения площади и границ природно-заповедных территорий, установленного законом Украины «О природно-заповедном фонде Украины».
Кроме того, при проведении работ был нарушен режим охраны и природопользования, установленный на территории заказника «Мыс Феолент».
Согласно ст. 8 закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» сохранение территорий и объектов природно-заповедного фонда обеспечивается путем:
— установления заповедного режима;
— соблюдения требований по охране территорий и объектов природно-заповедного фонда при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, разработке проектной и проектно-планировочной документации, землеустройстве;
— установления повышенной ответственности за нарушение режима их охраны и использования, а также за уничтожение и повреждение заповедных природных комплексов и объектов…
Эти положения были взяты за основу при разработке режима охраны и природопользования на территории заказника «Мыс Феолент», который регламентирован действующим Положением о лан-дшафтном заказнике общегосударственного значения «Мыс Феолент» в строгом соответствии с законом Украины «О природно-заповедном фонде Украины», с учетом целей и задач организации заказника.
Установка памятного знака на территории заказника неизбежно привела бы к увеличению рекреационной нагрузки и другого антропогенного воздействия на охраняемые природные объекты и комплексы (вытаптывание травяного покрова, повреждение и уничтожение охраняемых растений, замусоривание территории и др.)
Статьей 12 закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» определено, что управление территориями и объектами природно-заповедного фонда, для которых не создаются специальные администрации, осуществляется предприятиями, учреждениями и организациями, в ведении которых находятся эти территории и объекты. Согласно ст.60 закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» охрана территорий и объектов природно-заповедного фонда, не являющихся учреждениями ПЗФ и юридическими лицами, возлагается на предприятия, учреждения и организации, в ведении которых они находятся. Заказник «Мыс Феолент» организован на землях и находится в ведении НИЦ «Государственный океанариум» МО и НАН Украины (в/ч А 1845), и именно эти организации обязаны обеспечивать соблюдение установленного режима в его границах. Кроме того, согласно ст.60 закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» органы местного самоуправления, местные государственные администрации, исполнительные органы местного самоуправления содействуют охране и сохранению территорий и объектов природно-заповедного фонда, выполнению возложенных на них задач.
Таким образом, меры, принятые местными органами государственной власти и землепользователем для прекращения доступа к строительной площадке и береговой полосе в границах заказника «Мыс Феолент», вполне отвечают требованиям действующего законодательства.
Теперь определимся с терминологией, использованной авторами статьи «Кто правит бал?..» В преамбуле к статье говорится о том, что в марте 2003 г. был разрушен «памятный знак». Согласно решению XIV сессии Севастопольского городского совета от 21.04.2000 г. N 513 «Об установке памятного знака великому русскому поэту А.С.Пушкину в районе мыса Феолент» было издано распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 10.05.2000 N 749-р «Об установке памятного знака А.С.Пушкину» и определен день открытия памятного знака — 18.09.2000 г.
На основании этих документов инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля выдано разрешение ассоциации «Морское собрание» на производство строительных работ от 06.06.2000 г. N 136/5 со сроком действия до 31.12.2000 г.
В определенный этими документами срок памятный знак установлен не был — были выполнены лишь работы по установке фундамента под памятный знак. Несоблюдение установленных сроков строительства и открытия памятного знака явилось одной из причин (но не главной) отмены вышеупомянутого распоряжения СГГА (распоряжение СГГА от 17.01.2002 г. N 73-р «О признании утратившим силу распоряжения СГГА от 10.05.2000 г. N 749 «Об установке памятного знака А.С.Пушкину»).
Таким образом, в марте 2003 года по приказу начальника НИЦ «Государственный океанариум» МО и НАН Украины В.В.Кулагина в соответствии с предписанием госуправления экологии и природных ресурсов в г. Севастополе на территории ландшафтного заказника общегосударственного значения «Мыс Феолент» был снесен не «памятный знак», а только недостроенный фундамент для его установки.
С учетом того, что при подготовке распоряжения Севастопольской городской госадминистрации от 10.05.2000 г. N 749-р не были учтены требования законодательства Украины о природно-заповедном фонде, а также в связи с истечением установленных сроков строительства и открытия памятного знака, на основании ст. 13, ст. 118 и п. 10 раздела XV Конституции Украины издано уже упомянутое распоряжение Севастопольской городской госадминистрации от 17.01.2002 г. N 73-р «О признании утратившим силу распоряжения СГГА от 10.05.2000 г. N 749 «Об установке памятного знака А.С.Пушкину», в котором предложено независимой общественной правозащитной ассоциации «Морское собрание» приостановить все виды работ на земельном участке в районе м. Феолент и общественной организации «Ассоциация выпускников военно-морских училищ г. Севастополя «Морские офицеры», решить в установленном порядке вопрос установки памятного знака за границами государственного заказника «Мыс Феолент».
После фактической отмены распоряжения СГГА об установке памятного знака госуправлением экоресурсов в г. Севастополе г-ну Стефановскому было выдано предписание от 11.06.2002 г. N 02/13, которым на основании закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» и действующего Положения о заказнике «Мыс Феолент» предписывалось ликвидировать фундамент для памятного знака, установленный в границах заказника «Мыс Феолент» и провести рекультивацию нарушенного участка. Предписание до настоящего времени не выполнено.
Согласно протоколу совещания по вопросу установки памятного знака в честь А.С. Пушкина в районе мыса Феолент, которое состоялось 13.03.2003 г. в Балаклавской районной государственной администрации, было поручено разработать эскизный проект памятного знака и определить место его установки на земельном участке садоводческого товарищества «Успех». В качестве одного из вариантов рассматривается возможность установки памятного знака в одной из беседок проектируемой лестницы на пляж «Яшмовый». Предлагаемое для установки памятного знака место не менее живописно и находится ближе к балаклавскому Свято-Георгиевскому монастырю, который действительно посещал великий поэт. Правда, оно расположено на некотором удалении от помпезного особняка г-на В.В. Стефановского… что последнего, видимо, не устраивает.