Как мы уже сообщали дважды, 10 июня 2003 года Севастопольский городской совет принял решение «Об утверждении «Положения об организации и проведении реконструкции чердачных и мансардных помещений». И само решение, и «Положение об организации и проведении реконструкции чердачных и мансардных помещений» оставались незамеченными севастопольцами, пока жители ряда домов центра города (Большая Морская, 3,5,7, Одесская, 3, пр. Нахимова) не получили уведомления от рэп-3 о том, что на их чердаки уже есть «заявители».На публикацию об этом факте в нашей газете(«Причины, по которым рухнул фасад дома в Киеве, могут сработать и в Севастополе», 30.07.03) мы получили множество откликов. Сторонники роста в высоту центра города обвинили «Славу Севастополя» в «претензионности» и «желании получить дивиденды на создании негативного общественного мнения». Совет старейшин при Севастопольской городской госадминистрации по следам публикации создал комиссию, которая после анализа ситуации вынесет свое мнение о целесообразности перестройки чердаков. А читатели «засыпали» нас телефонными звонками с просьбой продолжить эту тему, печатая разъяснения Положения со стороны властных структур и мнения севастопольцев.
А жители дома по ул. Одесской, 3, принесли в редакцию открытое письмо секретарю Севастопольского горкома СДПУ(о) Высоцкому В.И.
«Уважаемый Владимир Иванович! — говорится в послании. — В наш адрес РЭП-3 направил уведомление о наличии «заявителя» на проведение реконструкции чердачных и мансардных помещений, согласно решению сессии Севастопольского городского совета 1158 от 10.06.2003 г. и с предложением о вашем участии в реконструкции дома за счет собственных средств.
Считаем, что подобное решение «Об утверждении Положения об организации и проведения реконструкции чердачных и мансардных помещений» Севастопольского городского совета является произволом и нарушением элементарных прав человека на жизнь и жилье. Прежде всего:
1. Менее 10 лет назад был проведен капитальный ремонт дома, в том числе ремонт крыши с полной заменой кровли. Таким образом, крыша нашего дома в ремонте не нуждается.
2. Проведение реконструкции: надстройка дополнительных помещений и нарушит наши права, так как квартиры приватизированы, а проводить реконструкцию — снимать крышу без отселения — грубое нарушение наших прав на жизнь и жилье. В решении «Об утверждении «Положения об организации и проведении реконструкции чердачных и мансардных помещений» о наших правах ничего не говорится.
3. Дом построен в 50-е годы прошлого века без учета сейсмики района, из ракушки, в доме проводилась стяжка стен, конструкции изношены, и мы не гарантированы, что надстройка и реконструкция не вызовут обвала дома, как это случилось в Киеве. Не оговаривается также срок, на который будут застрахованы строения, так как обвал возможен и после нескольких лет эксплуатации.
4. В доме имеется котельная ГКП «Севтеплоэнерго», которая находится в аварийном состоянии. При ее работе в квартирах 4-го подъезда дома ощущается вибрация.
Просим вашей защиты».
Примечательно, что на прошедшей неделе газета «Голос Украины» дважды обращалась к теме «опасной» перестройки домов в стране. Цитируем: «Главный строительный контролер страны (начальник Госархстройинспекции Валерий Папка) заявил, что с нарушениями, которые становятся опасными для жизни людей, обустраиваются мансарды, подвалы и вообще ведется строительство в культурно-охранных зонах Киева, Днепропетровска, Одессы, Львова» («Чиновники зашевелились», 2.08.2003 г.). Или: «Причина высокой активности некоторых фирм инвесторов при строительстве мансард не в желании развивать новое строительство, а в том, что это дело очень и очень прибыльное. По предварительным данным, отпускная стоимость квадратного метра мансардновой площади в 1,2 — 2 раза превышает стоимость квадратного метра жилья в этом же доме, а затраты, учитывая, что фундамент, коммуникации, цоколь и прочее не сооружаются, незначительны…Подобные реконструкции без согласия жителей приватизированных квартир незаконны потому, что согласно ч.2 ст.10 закона Украины «О приватизации…» они являются совладельцами вспомогательных помещений (в том числе и чердаков) и никто не имеет права распоряжаться этой совместной собственностью» («О прекращении «мансардного» бума», 2.08.2003 г.).
Кстати, сотрудники той же городской госадминистрации, работавшие в органах исполнительной власти еще в 80-е годы прошлого века, высказывают мнение о том, что проблема кроется в слишком маленьком центре города Севастополя, не вмещающем всех желающих вести здесь дела. И строители Севастополя это предвидели. В генеральном плане развития города, срок которого уже истек, предусматривался снос ветхих строений в районе улицы Частника и строительство там делового центра.
Севастопольские социал-демократы (объединенные) понимают озабоченность депутатов горсовета состоянием жилищного фонда города, особенно крыш домов, а также путей поиска и привлечения для ремонта жилых зданий инвестиционных средств.
Выполняя указанное решение, рэпы города уже разослали жильцам некоторых домов письменные уведомления о наличии заявителей на реконструкцию объектов и с предложением провести ремонт силами и средствами собственников квартир с установлением месячного срока для письменного ответа балансодержателю (рэп).
Севастопольский горком СДПУ(о) обращает внимание депутатов горсовета на тот факт, что Положением главная роль в реконструкции чердачных и мансардных помещений отводится не собственникам квартир, а «заявителю», т.е. лицу, заинтересованному в конечных результатах реконструкции объекта. Так, согласно п.1 «Первого этапа» «заявитель» подает балансодержателю (рэпу) заявку, в которой указаны, планируемое целевое использование реконструируемого объекта и эскизный проект с пояснительной запиской. В том же разделе п.3 предусматривает:
— в случае отказа собственников квартир от участия их в ремонте или реконструкции объекта или непоступления от них ответа балансодержателю в срок «заявителю» не требуются согласования с собственниками квартир;
— собственники квартир не договорились с «заявителем» о совместной реконструкции объекта; в этом случае приоритет отдается «заявителю», предлагающему комплексный подход к реконструкции объекта. С точки зрения правовой, законность решения Севастопольского городского совета от 10.06.2003 г. вызывает очень большие сомнения и рождает много вопросов. Так, например, на каком основании без соответствующих обращений собственников лицо, не являющееся собственником, может инициировать и понуждать фактически владельцев помещений к проведению их реконструкции или ремонту?
Что значит «…обязанности по реконструкции» и кем они могут быть возложены на собственников жилых помещений? Кто и на каком основании может понудить людей делать ремонт или реконструкцию здания и кто наделил правом балансодержателя проводить работы без соответствующих заявлений собственников или их согласия?
На каком основании людям навязываются расходы по обследованию кровли?
Подобные реконструкции без согласия жителей приватизированных квартир незаконны.
В соответствии с законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» от 19.06.1992 г., ст.1, под приватизацией государственного жилищного фонда необходимо понимать отчуждение квартир, где проживают два и больше нанимателей и принадлежащих к ним хозяйственных сооружений и помещений (подвалов, сараев и т.п.), видимо, здесь необходимо понимать и чердаки. Таким образом, принятие данного решения и действия должностных лиц рэпов, направленные на получение согласия либо отказа собственников квартир от участия в реконструкции чердаков, являются прямым вмешательством в частную собственность, поскольку в соответствии с ч. 2 ст.10 закона Украины «О приватизации…» собственники квартир являются совладельцами вспомогательных помещений (в том числе и чердаков).
Городской совет не вправе принимать какие-либо решения, регулирующие правовой режим права собственности, поскольку в силу ст.41 Конституции Украины право собственности в Украине является нерушимым, а ст.92, ч.1, п.7, устанавливает, что исключительно законами Украины регулируется правовой режим собственности.
Кроме того, в связи с событиями, произошедшими в г.Киеве и других городах Украины, данное решение Севастопольского городского совета ставит под угрозу не только имущественные права и интересы жителей города, но их жизнь и здоровье. Ст. 3 Конституции Украины устанавливает, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Но, видимо, данное указание Основного Закона государства не имеет силы для депутатов Севастопольского городского совета. Реконструкция здания и сооружений, расположенных, например, в центре города и построенных буквально после войны, небезопасна для их жителей. Также это может привести к искажению архитектурного стиля центра города, что абсолютно неприемлемо и противоречит мнению граждан. Поскольку местное самоуправление в соответствии со ст.5 закона Украины «О местном самоуправлении» в первую очередь строится на принципе народовластия, то городскому совету по столь непростому и важному для города вопросу необходимо было из чувства уважения к своим избирателям инициировать хотя бы опрос общественного мнения. Такой вопрос в силу ст.7 закона Украины «О местном самоуправлении» должен решаться на местном референдуме.
На основании изложенного Севастопольский горком Социал-демократической партии Украины (объединенной) заявляет о необходимости приостановления выдачи разрешений на реконструкцию и достройку зданий.
Горком просит прокуратуру города Севастополя дать правовую оценку принятому решению с целью юридического и технического упорядочения проводимых мероприятий, а также вынесения представления о его отмене.