Восемь лет назад в финансово-банковскую структуру Украины было имплантировано Государственное казначейство. Вживление его в управленческую вертикаль широкими народными массами осталось назамеченным. Коммерческие же банки, финансовые и контрольно-ревизионные управления, распорядители кредитов и наиболее консервативные чиновники исполнительных органов восприняли новацию как ущемление своих прав. Но за время своего существования новая структура показала свою жизнестойкость и становится важным фактором в укрощении вольницы в расходовании бюджетных средств.Одним из главных финансовых документов государства — Бюджетным кодексом Украины — предусмотрен переход на казначейское обслуживание местных бюджетов. В связи с этим Кабинетом министров были изданы соответствующие постановления, а Госказначейством Украины совместно с Министерством финансов разработаны мероприятия и установлены сроки по внедрению казначейской системы при выполнении местных бюджетов. Переход на казначейское обслуживание доходной части местных бюджетов уже осуществлен. Это был первый этап создания единого механизма управления средствами государственного и местных бюджетов, когда на смену существовавшему выполнению бюджета Национальным и коммерческими банками пришла система, выполняющая функции бюджетного банка и контролирующая движение и использование бюджетных ресурсов. Тогда, в 2001 году, был наработан первый опыт взаимодействия казначейства с органами местного самоуправления и местными финансовыми управлениями. Он убедил, что казначейская система не только не лишает местные органы власти прав, гарантированных им Конституцией и законом «О местном самоуправлении в Украине», но и создает условия для более эффективного выполнения возложенных на них полномочий, обеспечивает контроль за средствами местных бюджетов.
В Севастополе этот этап прошел без противостояния казначейства с местными органами, хотя и трудности свои были. Теперь на очереди второй, достаточно трудоемкий этап — перевод на казначейское обслуживание расходной части местных бюджетов, которое необходимо завершить до 1 января 2004 года. Каковы же особенности казначейской системы обслуживания бюджетов по расходам? Во-первых, она обеспечит прозрачность движения средств. Все операции санкционируются, документируются и регистрируются в информационной системе. Во-вторых, расходы проводятся только в границах выделенных ассигнований и в соответствии с ними. Кассовое исполнение операций местных расходов предусматривает оплату счетов распорядителей средств местного бюджета, когда платежи осуществляются казначейством непосредственно субъектам хозяйственной деятельности, оказавшим услуги или выполнившим работы для бюджетных организаций, и только после предоставления расчетных документов.
В такой ситуации распорядители бюджетных средств имеют право распоряжаться ими только в пределах смет и конкретных статей расхода. Ограничивается свобода тратить деньги? Безусловно. Но это бюджетные деньги, которых всегда не хватает. Тем более необходимо местным властям с помощью казначейства максимально эффективно управлять ими, укреплять финансовую дисциплину и формировать бюджетную политику. И применяемая в казначействе технология обслуживания бюджетов гарантирует это. Ведь одна из основных задач нашего ведомства — создание оптимальной системы оперативного управления местными финансами и обеспечение своевременных расчетов по обязательствам местных органов власти, развязывание проблемы краткосрочной несбалансированности местных бюджетов.
Последняя проблема достаточно серьезна, поэтому разработан и действует порядок покрытия кассовых разрывов местных бюджетов за счет временно свободных остатков на счетах Госказначейства. Порядок кредитования местных бюджетов на безоплатной основе уже действует в тех регионах, которые переведены на казначейское обслуживание. Таким образом, вопрос о том, будет или не будет местный бюджет переведен на казначейское обслуживание, уже не стоит. Будет. Но многое зависит от организации этого процесса, от вложения в него средств и, главное, от понимания и поддержки местных органов власти.
Согласно графику, утвержденному Президентом Украины, в течение этого года на полное казначейское обслуживание переводятся 12 регионов. На сегодняшний день переведены уже 8, объем местных бюджетов которых составляет около 80 процентов от общего объема всех местных бюджетов страны. В их числе такие крупные регионы, как Днепропетровская и Донецкая области, Автономная Республика Крым. В Киеве состоялось заседание межведомственного совета, созданного по распоряжению Кабмина. На нем обсуждались проблемы, возникшие при внедрении казначейской системы. Основные и общие из них — недостаточное техническое оснащение, необеспеченность помещениями отделений казначейства, некачественная работа каналов связи. В отдельных регионах — отсутствие поддержки со стороны местных властей, а то и вовсе их противостояние новации. А что прогнозируется?
Необходимо срочно провести инвентаризацию технических средств, которых в органах казначейства и в финансовых органах недостаточно, а в поселковых советах они практически отсутствуют. Обеспечение помещениями органов казначейства у нас также неудовлетворительное. Двух арендуемых этажей в здании «Укртелекома» Севастопольскому управлению Госказначейства не хватает уже сейчас. Как же мы будем работать, когда нагрузка на управление возрастет вдвое? Платежная система казначейства уже сегодня обслуживает бюджетные платежи города на пределе. Не хватает помещений для полного соблюдения банковской технологии.
Из четырех отделений казначейства вопрос с обеспечением помещением остро стоит у трех. Ожидаемая нагрузка на отделения возрастет не меньше чем вдвое. Работа каналов связи на транзитах «управление — отделения» также не отвечает новым задачам. С помощью Севастопольской дирекции «Укртелекома» в последнее время налажена относительно устойчивая работа каналов. Но скорости передачи данных не обеспечивают необходимый технологический режим функционирования платежной системы. Особенно на линии с Балаклавским отделением. Низкие скорости передачи данных и слабое техническое оснащение создают угрозу своевременности прохождения платежей. В дни выдачи заработной платы клиентам казначейства сотрудники управления и отделений работают сверх установленного времени.
Ожидаемая нагрузка на каналы связи превышает настоящую в 4 — 5 раз. За восемь лет существования казначейства выработалось понимание местными властями наших проблем. Решать мы их можем только вместе. И уже постепенно решаем. Это вселяет надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Не хотелось бы, чтобы мы повторили горький опыт Симферополя, где не была отработана технология перехода местного бюджета, и последующий процесс обслуживания распорядителей средств вызвал рост социальной напряженности в городе.
Внедрение казначейского обслуживания местного бюджета поможет более оперативно решать многие проблемы города, будет способствовать укреплению бюджетной дисциплины, рациональному расходованию финансовых средств распорядителями кредитов.