Имя Ю.И.Михайлика — генерального директора ООО «Севморверфь» — занесено на городскую Доску почета. Заслуженной наградой стал для него и орден «За заслуги». Его вручили Юрию Ивановичу на стапеле родного предприятия в июне нынешнего года во время торжеств по случаю 220-летия Севастопольского Морского завода.- Знаешь, — сказал он мне, — о чем думал в ту минуту: «Эх, не все сделал так, как хотелось!»
Мальчишки его поколения мечтали о космосе. В начале 60-х весь мир находился под впечатлением первого полета Юрия Гагарина в неведомое. Юра Михайлик грезил о специальности технаря. Сельский парень сдал вступительные экзамены в вуз на «хорошо»…И не прошел по конкурсу. Ему не хватало двух лет трудового стажа. Без прописки в Севастополе и завод имени Серго Орджоникидзе был недосягаем. Рослого парня приметили на другом предприятии. Приняли дежурным охранником. В свободное время можно было подработать. Так он очутился на ЖБИ, где и освоил профессию сварщика. Молодой хлопчик и не догадывался, что эта специальность станет стартовой площадкой его производственной биографии.
— Мне везло на хороших людей всю жизнь, — скажет через сорок лет зрелый мужчина с сильным, упрямым характером.
В конце девяностых два года его подчиненные буквально жили в Министерстве промышленной политики. В развитие «Государственной программы обновления флота рыбного хозяйства Украины до 2005 года» в «Севморверфи» разработали инновационный проект строительства судов рефрижераторного флота. 11 ноября 1999 года Кабинет министров Украины издал постановление о его финансировании в объеме 15,4 миллиона гривен. Коллеги при встрече не скрывали эмоций: «Твоему заводу дают деньги!» Зная истинную цену такого судна, корабелы думали: где взять средства на завершение строительства хотя бы одного из рефрижераторов?
Во главе Кабмина ежегодно ставили нового премьера. «Новый» точно знал, что он не должен повторять «ошибок» предшественника. И вопрос финансирования нужной для нашего полуразвалившегося рыболовецкого флота программы повис в воздухе. Но никто не произнес категорическое «нет»: «Тебе надо, ты и крутись». В стране принят закон о поддержке судостроения. Эффект его реализации — 200 миллионов гривен, направленных на развитие отрасли. Через год истекает срок действия закона. И у заказчика, и у исполнителя, то есть кораблестроителей, возникает общий вопрос: «Где все же брать средства на финансирование строительства судов?»
О чем вслух не говорят корабелы так это о своих прожектах. Усвоив горькие уроки действительности, здесь не выносят «на люди» любую информацию, пока днище судна «не пустит свои корни» на стапеле. Боязнь объясняется не предрассудками, а опытом. Начали для «Газпрома» строить 400-тонный кран. И вдруг финансовый кризис. Из-за него в 1998 году «Верфь» лишилась основного работодателя.
А какие кадры потеряла отрасль за последнее десятилетие! Многие заводы вынуждены были переквалифицироваться в судоремонтные предприятия, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Экономическая нестабильность в государстве заставляла иностранцев обходить все предлагаемые проекты десятой дорогой. В то же время иностранных инвесторов привлекала дешевая рабочая сила. Извечна истина: «Кто имеет деньги, тот заказывает музыку».
Спас выигрыш тендера на строительство полупогружной платформы для транспортировки десантного судна на воздушной подушке типа «Зубр». У стапеля плясала на волнах недостроенная платформа, а Юрий Иванович положил уже глаз на пожарное судно для обеспечения безопасности нефтетерминала порта «Южный». Победа пришла не без труда. Попробуй обойди 17 китов кораблестроения Украины. И какое судно! Для «Севморзавода» это был почти космический корабль. Все его системы работают с помощью современной электронной аппаратуры третьего поколения. По словам очевидцев, на демонстрационной сдаче судна заказчику вдали от дома, в порту «Пiвденний», был настоящий фурор.
— Говорить сегодня о судостроении на нашей площадке несерьезно, когда в Украине прекрасных судостроительных заводов более чем достаточно, — считает Юрий Иванович. — Мы понимаем, никто не станет вкладывать в нашу инкерманскую площадку миллионы для приобретения синфролифта — сложной конструкции для спуска кораблей на воду. Пусть мы не имеем высоких технологий по производству корпусов, однако ни одна верфь не владеет таким механическим производством, которое есть у Морского завода. Мечтаю собрать свою стапельно-монтажную структуру. Тогда мы сможем в Инкермане на базе 8-го цеха собирать блоки, переправлять их морем и здесь насыщать. Нам нужны технически сложные суда, суда науки. А в перспективе мечтаем вернуться и к строительству плавучих кранов.
…Без помпезности, тихо ушла в ночь в конце января 2001 года первая удача «Верфи» — «зубровозка» (так окрестил платформу корреспондент «Комсомолки»). Ощущение радости пришло чуть позже, когда дождливая пелена скрыла последние кормовые огни. Продрогшие и промокшие конструкторы, строители собрались все в холодном кабинете тогда исполняющего обязанности генерального директора ООО «Севморверфь» Юрия Михайлика. Ее строительство многим стоило больших нервов. Сам же директор впервые познакомился с больничной койкой.
— Государственные награды даром не дают, — скажет Юрий Иванович после вручения ему ордена и после минутной паузы добавит: — Спасибо тем, кто остался со мной в 95-м.
Р.S.
На малой коллегии судостроительной промышленности Украины в Николаеве были приведены следующие данные: в прошлом году судостроителями построено 43 судна на общую сумму 109 миллионов долларов США. Из них 13 сдано «под ключ», 5 — на собственные средства построили отечественные судовладельцы. В эту цифру вошли и суда, заложенные и сданные заказчикам на стапеле ООО «Севморвефрь».