В Украинском фонде поддержки предпринимательства — новый руководитель. На этот раз речь не идет о незначительной кадровой перестановке, при которой «нововведения» чувствует разве что дверь кабинета директора, на которой меняют табличку с фамилией. На самом деле вопрос о замене самой таблички теперь стоит уже далеко позади более важных приоритетов: фонд необходимо кардинально и быстро реформировать, его работу сделать прозрачной, а название — хорошо знакомым для предпринимателей малого бизнеса. Руководить этим процессом отныне будет Ирина Горина, новый генеральный директор фонда, которая имеет собственный успешный опыт ведения бизнеса и знает о проблемах предпринимателей не понаслышке.- Ирина Анатольевна, с какими основными проблемами вы столкнулись, вступая в новую должность? И какие вы видите пути их решения?
— Деятельность Украинского фонда поддержки предпринимательства обусловлена двумя основными законами — «О государственной поддержке малого предпринимательства» и «О Национальной программе содействия развитию малого предпринимательства в Украине». Фонд работает уже несколько лет, но, к сожалению, до сих пор остается, как говорится, «широко известным в узких кругах». Предприниматели о нем слышали мало.
Частично это можно объяснить тем, что у фонда не было возможности вести активную деятельность, поскольку на протяжении трех предыдущих лет фонд не получал государственного финансирования, а других источников он не имел. И только в госбюджете 2003 года нам предусмотрели 50 миллионов гривен на выполнение мероприятий Национальной программы.
Основная цель, к которой мы стремимся на данном этапе, — это создание максимальной доступности и прозрачности в работе, а также широкое распространение информации о том, какие существуют возможности у фонда для предоставления помощи украинским предпринимателям. Мы хотим помогать микробизнесу стать малым бизнесом, а малому бизнесу — средним.
— Прочувствуют ли изменения ваши региональные организации?
— Работа с региональными фондами поддержки предпринимательства — одна из главных задач на сегодняшний день. На бумаге мы имеем 25 региональных фондов, учредителями которых выступают фонд и областные и городские госадминистрации. Однако эффективно работает всего 5-6 региональных фондов поддержки предпринимательства — в Запорожье, Ивано-Франковске, Луганске, Черкассах, Николаеве, Тернополе. Мы планируем укрепить уставные фонды наших региональных фондов, выделить средства на их развитие, провести некоторые кадровые изменения и организовать тренинг персонала.
Успешные региональные фонды всегда имели свои собственные программы, осуществляемые за счет местных бюджетов. Эта схема будет сохранена. Вместе с тем региональные фонды смогут представлять нам на конкурс лучшие проекты-победители, чтобы получить для них средства от Украинского фонда поддержки предпринимательства. Мы предполагаем направить в регионы две трети своего финансирования в рамках реализации мероприятий Национальной программы на 2004 год.
— Рассчитываете ли вы найти другие источники финансирования фонда, кроме бюджетного?
— Конечно, ситуация, при которой фонд полностью зависит от того, будут ли заложены для него средства в бюджете, очень осложняет работу и ставит под угрозу долгосрочность проектов. Но поиск других источников финансирования — это уже второй этап. Вначале мы хотим представить наши планы и рассказать о наших возможностях во время презентации мероприятий Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства в Украине на 2004 год, которая состоится в первой половине ноября текущего года, с целью показать, как может работать такой механизм, как Украинский фонд поддержки предпринимательства.
Я думаю, что результаты нашей деятельности в дальнейшем смогут убедить международные организации и иностранных инвесторов в том, чтобы они стали нашими партнерами.
— А чего ждать от фонда предпринимателям на местах?
— В ближайшее время будет проходить ряд тендеров и конкурсов. Все объявления о тендерах фондом публикуются в «Вестнике государственных закупок». Объявления о конкурсах по получению кредитов для предприятий малого бизнеса — в газете «Урядовий кур»єр». Период принятия заявок на тендер и конкурс — 21 день. Мы немного сократили этот период (раньше он длился 30 дней), чтобы до конца года успеть реализовать максимальное количество мероприятий Национальной программы.
— Кредиты фонда более дешевые, чем банковские?
— Конечно. Банковские кредиты намного дороже. Кроме того, банки требуют до 200% залога и их оценочные механизмы очень жесткие. Фонд будет кредитовать под залог в соотношении 1:1 максимум на 3 года под 6 — 8% годовых через заключение индивидуальных договоров, которые могут в отдельных случаях предполагать и отсрочки по процентам, и пролонгацию срока выплаты. Предприниматели могут получить от фонда финансирование на сумму до 500 тысяч гривен в виде кредита или частичного погашения выплаты процентов по кредитам, полученным субъектами предпринимательства в других финансово-кредитных учреждениях.
Однако бюджетные деньги — это очень большая ответственность. Поэтому мы будем проводить жесткий мониторинг использования средств, проверять предприятия, которые претендуют на получение кредита.
— Для предприятий каких сфер деятельности будут объявлены конкурсы в ближайшее время?
— Конкурсы будут оглашаться для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере легкой, пищевой промышленности, переработки сельскохозяйственной продукции, производителей услуг.
— Должны ли вы соблюдать «географический принцип», то есть распределять средства равномерно по регионам?
— Нет. Кредиты получат самые достойные независимо от того, в каком регионе они работают. Очень важна инициатива и самих предпринимателей. Если ты хочешь получить деньги или знания — ты эти возможности найдешь. Наш конкурс — это шанс взять «дешевые» деньги, чтобы обзавестись своими.
— Но обычно уровень доверия предпринимателей к разного рода тендерам очень низкий. Большинство уверены, что все блага распределяются среди своих…
— Мы выступаем за максимальную открытость. Фонд приглашает входить в конкурсную комиссию представителей общественных организаций, журналистов, чтобы был обеспечен серьезный контроль и все понимали, что в конкурсах нет второго дна.
— Будете ли вы организовывать какие-то семинары для предпринимателей, чтобы они могли «научиться» побеждать в ваших конкурсах?
— Действительно, сейчас мы можем констатировать, что многие предприниматели не имеют достаточных знаний в сфере организации и ведения бизнеса, являются самоучками. Система действенных бизнес-образований (центров, инкубаторов, ассоциаций и др.) не работает. Некоторые их них создаются при помощи международных проектов, и как только помощь заканчивается, они «умирают». Поэтому мы планируем «оживить» структуры, которые дают знания и необходимый старт начинающим бизнесменам.
У нас уже есть удачный опыт в реализации подобного пилотного проекта: в двух районах Днепропетровска по инициативе народного депутата Виктора Пинчука были организованы фонд поддержки предпринимательства, бизнес-школа и бизнес-инкубатор. В отборочном туре участвовали 170 человек, тридцать из которых получили возможность учиться в бизнес-школе, а потом начать свой бизнес. Семь лучших предпринимателей получили «дешевые» кредиты на открытие прачечной, мастерской по пошиву и ремонту обуви, магазина канцтоваров, парикмахерской и т.п.
В следующем году планируется на конкурсной основе предоставление финансирования на создание и развитие инфраструктуры бизнес-образований в регионах с привлечением региональных фондов поддержки предпринимательства и других заинтересованных организаций.
— Вы принадлежите к так называемым чиновникам «нового поколения». Что это значит?
— Прежде всего мне хотелось бы показать, что работу в государственных организациях можно делать по-другому, с большей эффективностью. Это должность для самореализации, а не для заработка.
Я считаю, что бюджетные деньги не должны разбазариваться. Те средства, которые государство выделяет на предпринимателей, достойный предприниматель должен получить. Это наша цель. Но пока мы только в начале пути.