Победа ученика — награда для учителя

Заслуженный учитель Украины Иван Иванович Казачек, подготовивший двух призеров международных олимпиад в Англии и на Тайване, ласково называет своих воспитанников «паршивцами», а телевизор — главным «дебилизатором» нашего времени.Ни для кого сегодня не является секретом, что о профессиональном уровне учителя часто судят по достижениям его учеников. В нашем городе есть по крайней мере два работника образования, успешно готовящих севастопольских ребят к участию не только в городских и всеукраинских, но и в международных олимпиадах. Так, воспитанники учителя физики школы N29, руководителя секции МАН Ивана Ивановича Казачка Роман Бакулин и Рева Антон стали бронзовыми призерами международных олимпиад в Англии (2000 г.) и на Тайване (2003 г.), а ученик преподавателя спецкурса по математике школы-гимназии N1, кандидата физико-математических наук Виктора Федоровича Санникова Максим Кацев получил серебряную медаль на международной олимпиаде в Японии (2003 г.). А сделать это было ох как непросто. Севастопольские ребята соревновались в чужих странах с представителями мировых команд (одна китайская команда, состоящая из лучших юных математиков и физиков миллиардного населения и традиционно занимающая призовые места, чего стоит!) и сумели добиться успеха. Узнать, как же в наше время готовят победителей, мы решили у Ивана Ивановича Казачка.

Характеристика, выданная городским управлением образования, гласила: «Казачек Иван Иванович, заслуженный учитель Украины, на протяжении восьми лет занимается подготовкой олимпиадной группы юных физиков города. Мастер своего дела, человек увлеченный, формируя творческую активность учащихся на занятиях секции МАН, добивается высоких результатов. Казачек И.И. является членом жюри всеукраинских олимпиад и физико-математических боев…» Набираю телефонный номер и пытаюсь договориться о встрече. «Когда можно подойти? — на минутку задумался собеседник. — У меня сегодня после обеда занятия с «паршивцами», приходите!»

Говорят, что неординарных учеников воспитывают неординарные учителя. Общение Ивана Ивановича с ребятами далеко от традиционного. Ну кто еще рискнет назвать телевизор главным «дебилизатором» нашего времени, а своих одаренных учеников — «балбесами», «бандерлогами», «лодырями», «тунеядцами»? И самое интересное, что никто из ребят и не думает обижаться.

— Потому что они знают, что это правда, — поясняет Иван Иванович. — Я не согласен с мнением, что современные дети сложные, что с ними невозможно работать. Во все времена дети были одинаковыми. Как-то мне в руки попала книга со списком уцелевших в экспедиции Магеллана. Так вот, там были два 12-летних пацана, которые проплыли вокруг света. Они справились! А вот лодырей в наших школах действительно становится все больше и больше, и это плохо. Чтобы научить ребенка чему-то, нужна база. Я не могу готовить призеров «с нуля». Я могу лишь на толстый слой «хлеба» — мощную школьную базу — намазать «масло» — дополнительные знания. Как показывает опыт, заниматься подготовкой студентов уже бесполезно. Обычно хороших результатов достигает тот ученик, который готов ради любимого предмета бросить все. Мои призеры Роман Бакулин и Антон Рева сверх всего ежегодно решали по 1200 задач совсем не детского уровня. Оба они сейчас учатся в Московском физико-техническом институте.

— То есть можно сказать, что добиваются успехов фанаты. Как вам удается заинтересовать ребят своим предметом?

— Очень просто. В седьмом классе начинается отбор. На занятия приходит группа. Кому-то физика нравится, кому-то нет. Потом идет отсев: кто-то «тянет» на городскую олимпиаду, потому что лодырь. Кто-то — меньший лодырь — может победить на республиканском уровне, и только полный фанат может добиться успеха на международной олимпиаде… Понимаете, не всем детям нужна физика в таком количестве. Не могут все 30 человек из класса «зафанатеть» этим предметом. Не всем под силу выдержать такие нагрузки. Поэтому серьезно заниматься физикой начинают единицы. Вход в группу МАН свободный, выход — тоже. Отметки никому не ставлю, но все фиксирую. И уж если кто-то всерьез увлекся физикой, то это надолго.

— Леонардо да Винчи как-то сказал, что плох тот ученик, который не превзошел учителя. Как вы относитесь к этому изречению?

— Очень многие талантливые ребята к концу 11 класса перерастают своих учителей. Даже те, которые не ездят на международные олимпиады. Последние два месяца занятий многие из тех решений, которые приносили мне Роман и Антон, я вообще с трудом понимал. Мне требовалось больше времени, чем им на решение, чтобы понять, что они сделали, и убедиться в том, что они правы. И это нормально. Для меня главное, что ребята прорвались туда, куда стремились.

— В работе у каждого учителя есть свои новации, методики. Может, поделитесь опытом?

— Я вообще не выношу слово «методика». Да, я готовлюсь к занятиям, но, если вижу, что тема «не идет», сразу перехожу на альтернативный вариант. Допустим, если ребята придут на занятие уставшие, я предпочту решать с ними старые задачи, а новую тему начать в другой раз. Потому что, как говорил Наполеон, все планы гениального руководства летят к черту вместе с первым шагом батальона.

— Иван Иванович, за столько лет работы с детьми наверняка были особые случаи, которые вам запомнились?

— Самым запоминающимся для меня был случай, когда Ромка Бакулин «Сороса» победил. В Киеве проводилась Всеукраинская олимпиада и среди 15-ти участников Роман оказался лучшим. Его наградили компьютером…Видели бы вы его лицо, когда он стоял на сцене: мальчишка из небогатой семьи, и тут — машина за 700 $, о котором он и мечтать не смел. Потом Рома увез компьютер с собой в МФТИ.

— А курьезные случаи были?

— Были. Недавно, например, соревновались ученики 10-11-х классов. Подошел ко мне девятиклас-сник и попросил дать ему возможность написать отборочную работу. Я разрешил, сказав при этом, что если он обыграет старшеклассников, то поедет на олимпиаду. И что вы думаете? Мальчишка, который еще даже не проходил этот материал, обошел натасканных на тему десятиклассников, набрав 11 баллов из 12-ти возможных! Теперь вместе с командой поедет в Одессу защищать честь города. Думаю, призовое место мы возьмем. Правда, бороться за победу с командами Харькова, Одессы, Киева и прочих городов, где разместились лучшие в Украине лицеи, нам будет нелегко. В Севастополе подобного лицея нет. Поэтому опять будем выезжать на фанатизме. Если нет пушек — кричи «банзай!» и — вперед! А как еще? По-другому не получается.

— Спасибо за беседу. Удачи вам!

КРАТКАЯ СПРАВКА

Иван Иванович Казачек окончил Новочеркасский политехнический институт. Работал в лаборатории, преподавал на кафедре физики. В 1982 году вел занятия на подготовительных курсах при кафедре НПИ. Побывав в гостях у проживающей в Севастополе сестры, решил во что бы то ни стало поселиться в нашем городе. Мечта осуществилась в 1995 году. После переезда устроился работать учителем физики в школу N 29 и преподавателем в МАН.

Будучи учеником, Иван Казачек серьезно интересовался лишь тремя предметами: физикой, математикой и историей. Путем логических умозаключений доказал учительнице русской литературы, что заставлять 14-15-летних подростков изучать труды Достоевского и «Войну и мир» Толстого — преступление против личности. После этого педагог разрешила ему не отвечать на вопросы по данным темам.

Другие статьи этого номера